1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Планируемые результаты: установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. . владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления; . формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее эффективные способы достижения результата; . вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; . понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия. . способность решать творческие задачи, . представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); . умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; . готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам. • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия. • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей: • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. •Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять обществоведческие знания в жизни. Изучение обществознания как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по обществознанию на повышенном уровне. Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 17 часов. Программа рассчитана на учащихся 8-9 класса. Вводное занятие. Понятие «Право». Правовые документы. Я и моя семья. Семейные правоотношения Гражданин и его права Правонарушения и ответственность Власть и государство. Заключительные занятия. Подведение итогов работы за год. Вводное занятие. 1 Групповая Формы организации учебных занятий: Развитие творческого мышления, воображения, памяти, умения систематизировать и обобщать материал; Виды деятельности: беседа, овладение новыми знаниями. Понятие «Право». Правовые документы. 6 Групповая, парная Формы организации учебных занятий: Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками Виды деятельности: чтение правовых документов, рассуждение. Я и моя семья. Семейные правоотношения 4 Групповая, индивидуальная Формы организации учебных занятий: Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками Виды деятельности: чтение правовых документов, рассуждение Гражданин и его права 11 Групповая, индивидуальная Формы организации учебных занятий: Развитие исследовательской деятельности учащихся; выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации; приобретение учащимися опыта публичных выступлений. Создание презентаций. Виды деятельности: создание презентаций, анализ проделанной работы. Правонарушения и ответственность 5 Групповая, индивидуальная Формы организации учебных занятий: Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками Виды деятельности: рассуждение, анализ. Власть и государство. 5 Групповая, парная Формы организации учебных занятий: Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками Виды деятельности: чтение текста. Заключительные занятия. Подведение итогов работы за год. 2 Формы организации учебных занятий: Развитие творческого мышления, воображения, памяти, умения систематизировать и обобщать материал Виды деятельности: обобщение знаний. Всего 34 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Практическое обществознание» № Урок а Планируемая дата 1 14.09 2 28.09 3 12.10 4 26.10 5 16.11 6 30.11 7 14.12 8 9 28.12 18.01 10 1.02 12 15.02 13 29.02 14 14.03 Фактическая дата Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Введение (1 час) Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Понятие «Право». Правовые документы. (6 часов) Что такое право? Путешествие в страну прав. «Ваши права». Просмотр проектов Правовые документы. НРК. Конституция РБ На приёме у госпожи Конвенции и мадам декларации. Я и моя семья. Семейные правоотношения. (4 часа) Моя роль в семье и обществе. Конфликты в семье. Семейные правоотношения НРК. Семейный кодекс Гражданин и его права (11 часов) Подросток и право на труд НРК. Трудовой кодекс Я - предприниматель. НРК. Выдающиеся предприниматели РБ Подросток как потребитель. Мои права и обязанности в школе. НРК. Конституция РБ Жилищные права граждан Право и мораль Итоговое занятие: «Правовой турнир» Правонарушения и ответственность. (5 часов) Поведение человека в рамках закона НРК. Конституция РБ Молодежь и правонарушения Ответственность и наказание Власть и государство(5 часов) 4.04 Что должно защитить государство 15 Что такое федерация? 18.04 Символика Российской Федерации 16 НРК. Символика РБ 2.05 Я и власть 17 Заключительные занятия. Подведение итогов работы за год. 23.05 Юный правовед. Итоговые занятия 18 Примечания