родная литература

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа с. Мраково Гафурийского района республики
Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /Садыкова Н. Р./
Протокол № 1 от
27 августа 2020 г.

Романов
Сергей
Леонидович

Согласовано
Заместитель директора по
УВР МКОУ ООШ
с. Мраково
_____ /_Муллабаева Г. Т./
27 августа 2020 г.

Утверждаю
директор МКОУ ООШ
с.Мраково_______/Романов С.Л/
Приказ № 111 от
28 августа 2020 г.

Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан,
L=с. Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МРАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1,
CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-03 21:41:56
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (чувашской) литературе
Уровень основного (общего) образования
5-9 классы

Рабочая программа по предмету «Чувашский язык и литература» составлена на
основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
2. ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково;
3.Программы по чувашскому языку для 1-9 классов русской школы (автор
И.А.Андреев), программы по чувашскому языку к пробному учебнику чувашского языка
для 5 класса русской школы авторов Г.В. Абрамовой, А.Л.Красновой.
4. учебников чувашского языка для 5-9 классов русской школы.

Учитель: Садаева Т. Г.

2020г.
2

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» направлена на
достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
чувашскому языку являются:
1. понимание чувашского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2. осознание эстетической ценности чувашского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту чувашского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по чувашскому языку являются:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм чувашского языка;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания;
3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
чувашскому языку являются:
3

1. представление об основных функциях языка, о роли чувашского языка как
национального языка чувашского народа , о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
4. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речи.

4

II. Содержание учебного предмета, курса.
5 класс (68 часов)
Я и моя семья.
Осень.
Наша школа.
Зима.
Моя родина.
Праздники.
Весна. Лето.
Тематика общения:

Аудирование и чтение:
- воспринимать на слух и понимать речь партнеров, учителя, одноклассников;
- понимать на слух тексты с разными целями с проникновением в их содержание; с
пониманием основного смысла; с извлечением выборочной информации;
- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со своими сверстниками
и взрослыми в пределах отобранной тематики;
- составлять рассказы на темы, предусмотренные программой;
- понимать основное содержание прослушанного текста и отреагировать на него;
- отвечать на вопросы по прослушанному рассказу;
Говорение:
- передавать основное содержание прослушанного текста на чувашском языке;
- составлять рассказ по аналогии с текстом-образцом;
-выразительно читать и знать наизусть стихотворения, отобранные по программе;
- сознательно, правильно, бегло читать тексты, построенные на знакомом языковом
материале, соблюдая ударение, паузы в конце предложений и нужную интонацию, меняя
темп и тембр речи, выделяя голосом прямую речь и слова автора;
- пользоваться словарем;\
6 класс (68 часов)

Здравствуйте, дети!
Где ты учишься?
Учимся готовить.
Кем быть?
Природа.
Бесценная Родина.

5

Тематика общения:
Обучение чувашскому языку в русскоязычной школе состоит из следующих этапов:
1) понимание устной речи, передача ее в кратком и развернутом виде (аудирование)
2) чтение с соблюдением орфоэпических норм учебных, газетно-журнальных,
художественных текстов
3) создание устных диалогических и монологических текстов на бытовые и учебные
темы (говорение)
5) перевод (устный) на русский язык учебных и художественных текстов малых жанров
(короткие рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки)
6) обогащение словарного запаса
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами,
индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными
опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки.
В русскоязычной школе контингент учащихся, изучающих чувашский язык как школьный
предмет, не однороден. Дети, приходящие в школу из однородных чувашских семей, не
утративших связи с деревней, в какой-то мере владеют бытовой речью: имеют небольшой
словарный запас, различают на слух чувашские звуки, в то же время не умеют читать и
писать. Дети из смешанных и нечувашских семей приходят в школу, не имея никаких
знаний по чувашскому языку. В то же время для всех детей, обучающихся в условиях
города, родным является русский язык, поскольку они общаются по-русски, в школе
учатся на русском языке, с телеэкрана слышат русскую речь. Языком мысли у них так же
является русский.
Следовательно, в русскоязычной школе чувашский язык для всех учеников является
вторым (т.е. неродным), что обуславливает необходимость его изучения как неродного.
7 класс (68 часов)
Тематика общения:
Здравствуй, школа!
Славные люди чувашской земли..
Окружающая местность.
Дружба.
Домашние животные.
Соседи Чебоксар.
Природа.
Аудирование:
Понимание устной речи, передача ее в кратком и развернутом виде.
Говорение. Создание устных диалогических и монологических текстов на бытовые и
учебные темы.
8 класс (34 часа)
Тематика общения:

6

Родная школа . Чувашские народные обычаи и традиции . Чувашская Республика.
Известные люди Чувашии. Человек- звучит гордо. Растительный мир. Животный мир.
Говорение:
- уметь общаться на чувашском языке между собой, с учителями, с родителями
- уметь передавать основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое
отношение к нему.
Чтение:
- осмысленное чтение учебного и стихотворного текста
9 класс (33 часа)
Тематика общения:
Знаменитые люди Чувашской республики. Из истории жизни чувашского народа.
Аудирование и чтение:
- воспринимать на слух и понимать речь партнеров, учителя, одноклассников;
- понимать на слух тексты с разными целями с проникновением в их содержание; с
пониманием основного смысла; с извлечением выборочной информации;
- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со своими сверстниками
и взрослыми в пределах отобранной тематики;
- составлять рассказы на темы, предусмотренные программой;
- понимать основное содержание прослушанного текста и отреагировать на него;
- отвечать на вопросы по прослушанному рассказу;
Говорение:
- передавать основное содержание прослушанного текста на чувашском языке;
- составлять рассказ по аналогии с текстом-образцом;
-выразительно читать и знать наизусть стихотворения, отобранные по программе;
- сознательно, правильно, бегло читать тексты, построенные на знакомом языковом
материале, соблюдая ударение, паузы в конце предложений и нужную интонацию, меняя
темп и тембр речи, выделяя голосом прямую речь и слова автора;
- пользоваться словарем;

7

III. Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематический план по родной литературе для 5 класса.
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Я и моя семья
Осень
Зима
Моя родина
Весна. Лето
Итого

Кол-во
часов
6
4
8
6
10
34

Тематический план по родной литературе для 6 класса.

№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Здравствуйте, дети
Где ты учишься?
Кем быть?
Природа
Бесценная Родина

3
7
6
5
13

Итого

34

Тематический план по родной литературе для 7 класса.

№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

8

1
2
3
4
5
6
7

Здравствуй школа
Славные люди чувашской земли
Окружающая местность
Дружба
Домашние животные
Соседи Чебоксар
Природа

1
7
3
7
5
5
6

Итого

34

Тематический план по родной литературе для 8 класса.

№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Здравствуй любимая школа
Чувашское устное народное творчество, обычаи
Любимый край – Чувашия
В мире растений и животных

2
4
13
15

Итого

34

Тематический план по родной литературе для 9 класса.

№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Родина
Характер человека
Знаменитые люди республики

12
13
8

Итого

33

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».