Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Мраково Гафурийского района республики Башкортостан Рассмотрено Руководитель ШМО _____ /Садыкова Н. Р./ Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Романов Сергей Леонидович Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ ООШ с. Мраково _____ /_Муллабаева Г. Т./ 27 августа 2020 г. Утверждаю директор МКОУ ООШ с.Мраково_______/Романов С.Л/ Приказ № 111 от 28 августа 2020 г. Подписан: Романов Сергей Леонидович DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319, E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан, L=с. Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович, SN=Романов, OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021-02-03 21:41:56 Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной (чувашской) литературе Уровень основного (общего) образования 5-9 классы Рабочая программа по предмету «Чувашский язык и литература» составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково; 3.Программы по чувашскому языку для 1-9 классов русской школы (автор И.А.Андреев), программы по чувашскому языку к пробному учебнику чувашского языка для 5 класса русской школы авторов Г.В. Абрамовой, А.Л.Красновой. 4. учебников чувашского языка для 5-9 классов русской школы. Учитель: Садаева Т. Г. 2020г. 2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 1. понимание чувашского языка как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2. осознание эстетической ценности чувашского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту чувашского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 1. владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм чувашского языка; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания; 3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 3 1. представление об основных функциях языка, о роли чувашского языка как национального языка чувашского народа , о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 4. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речи. 4 II. Содержание учебного предмета, курса. 5 класс (68 часов) Я и моя семья. Осень. Наша школа. Зима. Моя родина. Праздники. Весна. Лето. Тематика общения: Аудирование и чтение: - воспринимать на слух и понимать речь партнеров, учителя, одноклассников; - понимать на слух тексты с разными целями с проникновением в их содержание; с пониманием основного смысла; с извлечением выборочной информации; - осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со своими сверстниками и взрослыми в пределах отобранной тематики; - составлять рассказы на темы, предусмотренные программой; - понимать основное содержание прослушанного текста и отреагировать на него; - отвечать на вопросы по прослушанному рассказу; Говорение: - передавать основное содержание прослушанного текста на чувашском языке; - составлять рассказ по аналогии с текстом-образцом; -выразительно читать и знать наизусть стихотворения, отобранные по программе; - сознательно, правильно, бегло читать тексты, построенные на знакомом языковом материале, соблюдая ударение, паузы в конце предложений и нужную интонацию, меняя темп и тембр речи, выделяя голосом прямую речь и слова автора; - пользоваться словарем;\ 6 класс (68 часов) Здравствуйте, дети! Где ты учишься? Учимся готовить. Кем быть? Природа. Бесценная Родина. 5 Тематика общения: Обучение чувашскому языку в русскоязычной школе состоит из следующих этапов: 1) понимание устной речи, передача ее в кратком и развернутом виде (аудирование) 2) чтение с соблюдением орфоэпических норм учебных, газетно-журнальных, художественных текстов 3) создание устных диалогических и монологических текстов на бытовые и учебные темы (говорение) 5) перевод (устный) на русский язык учебных и художественных текстов малых жанров (короткие рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки) 6) обогащение словарного запаса Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами, индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки. В русскоязычной школе контингент учащихся, изучающих чувашский язык как школьный предмет, не однороден. Дети, приходящие в школу из однородных чувашских семей, не утративших связи с деревней, в какой-то мере владеют бытовой речью: имеют небольшой словарный запас, различают на слух чувашские звуки, в то же время не умеют читать и писать. Дети из смешанных и нечувашских семей приходят в школу, не имея никаких знаний по чувашскому языку. В то же время для всех детей, обучающихся в условиях города, родным является русский язык, поскольку они общаются по-русски, в школе учатся на русском языке, с телеэкрана слышат русскую речь. Языком мысли у них так же является русский. Следовательно, в русскоязычной школе чувашский язык для всех учеников является вторым (т.е. неродным), что обуславливает необходимость его изучения как неродного. 7 класс (68 часов) Тематика общения: Здравствуй, школа! Славные люди чувашской земли.. Окружающая местность. Дружба. Домашние животные. Соседи Чебоксар. Природа. Аудирование: Понимание устной речи, передача ее в кратком и развернутом виде. Говорение. Создание устных диалогических и монологических текстов на бытовые и учебные темы. 8 класс (34 часа) Тематика общения: 6 Родная школа . Чувашские народные обычаи и традиции . Чувашская Республика. Известные люди Чувашии. Человек- звучит гордо. Растительный мир. Животный мир. Говорение: - уметь общаться на чувашском языке между собой, с учителями, с родителями - уметь передавать основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к нему. Чтение: - осмысленное чтение учебного и стихотворного текста 9 класс (33 часа) Тематика общения: Знаменитые люди Чувашской республики. Из истории жизни чувашского народа. Аудирование и чтение: - воспринимать на слух и понимать речь партнеров, учителя, одноклассников; - понимать на слух тексты с разными целями с проникновением в их содержание; с пониманием основного смысла; с извлечением выборочной информации; - осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со своими сверстниками и взрослыми в пределах отобранной тематики; - составлять рассказы на темы, предусмотренные программой; - понимать основное содержание прослушанного текста и отреагировать на него; - отвечать на вопросы по прослушанному рассказу; Говорение: - передавать основное содержание прослушанного текста на чувашском языке; - составлять рассказ по аналогии с текстом-образцом; -выразительно читать и знать наизусть стихотворения, отобранные по программе; - сознательно, правильно, бегло читать тексты, построенные на знакомом языковом материале, соблюдая ударение, паузы в конце предложений и нужную интонацию, меняя темп и тембр речи, выделяя голосом прямую речь и слова автора; - пользоваться словарем; 7 III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Тематический план по родной литературе для 5 класса. № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Я и моя семья Осень Зима Моя родина Весна. Лето Итого Кол-во часов 6 4 8 6 10 34 Тематический план по родной литературе для 6 класса. № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Кол-во часов Здравствуйте, дети Где ты учишься? Кем быть? Природа Бесценная Родина 3 7 6 5 13 Итого 34 Тематический план по родной литературе для 7 класса. № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 8 1 2 3 4 5 6 7 Здравствуй школа Славные люди чувашской земли Окружающая местность Дружба Домашние животные Соседи Чебоксар Природа 1 7 3 7 5 5 6 Итого 34 Тематический план по родной литературе для 8 класса. № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Кол-во часов Здравствуй любимая школа Чувашское устное народное творчество, обычаи Любимый край – Чувашия В мире растений и животных 2 4 13 15 Итого 34 Тематический план по родной литературе для 9 класса. № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Кол-во часов Родина Характер человека Знаменитые люди республики 12 13 8 Итого 33 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)