родной язык

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа с. Мраково Гафурийского района республики
Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /Садыкова Н. Р./
Протокол № 1 от
27 августа 2020 г.

Согласовано
Заместитель директора по
УВР МКОУ ООШ
с. Мраково
_____ /_Муллабаева Г. Т./
27 августа 2020 г.

Утверждаю
директор МКОУ ООШ
с.Мраково_______/Романов С.Л/
Приказ № 111 от
28 августа 2020 г.

Романов
Сергей
Леонидович

Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан,
L=с. Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МРАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1,
CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-03 21:41:58
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (чувашскому) языку

Уровень основного (общего) образования
5-9 классы

Рабочая программа по предмету «Чувашский язык и литература» составлена на
основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
2. ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково;
3.Программы по чувашскому языку для 1-9 классов русской школы (автор
И.А.Андреев), программы по чувашскому языку к пробному учебнику чувашского языка
для 5 класса русской школы авторов Г.В. Абрамовой, А.Л.Красновой.
4. учебников чувашского языка для 5-9 классов русской школы.

Учитель: Садаева Т. Г.
2020г.

2

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» направлена на достижение школьниками
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
чувашскому языку являются:
1. понимание чувашского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2. осознание эстетической ценности чувашского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту чувашского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по чувашскому языку являются:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной
форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм чувашского языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и т.д.);
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
чувашскому языку являются:
1. представление об основных функциях языка, о роли чувашского языка как
национального языка чувашского народа , о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4. освоение базовых основ лингвистики;
3

5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
чувашского языка, основными нормами чувашского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;
6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и
текста;
8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речи.

4

II. Содержание учебного предмета, курса.
5 класс (34 часа)
Тематика общения:
Я и моя семья.
Осень.
Наша школа.
Зима.
Моя родина.
Праздники.
Весна. Лето.
Грамматика:
Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время.
Производные глаголы. Время глаголов. Форма возможности и невозможности действия.
Письмо:
- выписывать из прочитанного текста ответы на вопросы;
- вставлять в слова нужные буквы, в предложения слова в нужных грамматических
формах, дописывать изученные аффиксы, составлять предложения по подстановочным
таблицам;
- письменно выполнять лексико-грамматические упражнения.
6 класс (34 часа)

Здравствуйте, дети!
Где ты учишься?
Учимся готовить.
Кем быть?
Природа.
Бесценная Родина.
Тематика общения:
Птицы нашей местности.
Грамматика: Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее
очевидное время. Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время.
Прошедшее многократное время. Форма возможности и невозможности действия.
Причастия.
Обучение чувашскому языку в русскоязычной школе состоит из следующих этапов:
- обогащение словарного запаса
5

- обучение грамматике
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами,
индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными
опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки.
В русскоязычной школе контингент учащихся, изучающих чувашский язык как школьный
предмет, не однороден. Дети, приходящие в школу из однородных чувашских семей, не
утративших связи с деревней, в какой-то мере владеют бытовой речью: имеют небольшой
словарный запас, различают на слух чувашские звуки, в то же время не умеют читать и
писать. Дети из смешанных и нечувашских семей приходят в школу, не имея никаких
знаний по чувашскому языку. В то же время для всех детей, обучающихся в условиях
города, родным является русский язык, поскольку они общаются по-русски, в школе
учатся на русском языке, с телеэкрана слышат русскую речь. Языком мысли у них так же
является русский.
Следовательно, в русскоязычной школе чувашский язык для всех учеников является
вторым (т.е. неродным), что обуславливает необходимость его изучения как неродного.

7 класс (34 часа)
Тематика общения:
Падежи.
Имена прилагательные.
Имена числительные.
Местоимения.
Имена существительные.
Глаголы.
Причастие.
Послелоги.
Грамматика:
Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время.
Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время. Форма
возможности и невозможности действия. Причастия . Склонения причастий в
выделительной форме. Сравнительная степень прилагательных. Склонение
прилагательных в выделительной форме. Разряды числительных. Склонение
числительных. Местоимения. Склонение местоимений. Глаголы будущего времени.
Послелоги.
Письмо:
Создание письменных текстов. Письменный рассказ о близких людях, животных, о
школе, родном городе, природе и т.д. Передача содержания прочитанного или
прослушанного текста.

6

8 класс (34 часа)
Тематика общения:
Родная школа . Чувашские народные обычаи и традиции . Чувашская Республика.
Известные люди Чувашии. Человек- звучит гордо. Растительный мир. Животный мир.
Грамматика:
Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время.
Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время. Прошедшее
многократное время. Форма возможности и невозможности действия. Причастия
.Склонения причастий в выделительной форме. Сравнительная степень прилагательных.
Склонение прилагательных в выделительной форме. Разряды числительных. Склонение
числительных. Местоимения. Склонение местоимений. Глаголы будущего времени.
Деепричастия. Наречия. Послелоги. Союзы. Правописание заимствованных из русского
языка слов. Сложные предложения.
Письмо:
- уметь писать письмо, заметки и записки
- уметь выражать свое мнение о прочитанном тексте
- написание текста под диктовку в соответствии с соблюдением изученных правил.

9 класс (33 часа)
Тематика общения:
Знаменитые люди Чувашской республики. Из истории жизни чувашского народа.
Фонетика.
Наклонения глагола.
Синтаксис.
Причастные обороты.
Союзы.
Граматика:
Основные особенности чувашского языка в сравнении с русским.
Письмо:
- выписывать из прочитанного текста ответы на вопросы;
- вставлять в слова нужные буквы, в предложения слова в нужных грамматических
формах, дописывать изученные аффиксы, составлять предложения по подстановочным
таблицам;
- письменно выполнять лексико-грамматические упражнения.
7

III. Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематический план по родному языку для 5 класса.

№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Повторение
Падежи
Глаголы
Прилагательные
Словообразование
Личные местоимения

1
2
3
4
5
6

5
11
8
12
22
10

Итого

68

Тематический план по родному языку для 6 класса.

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Повторение
Порядковые числительные
Лично – возвратные местоимения
Вводные слова
Причастные формы глагола
Правила ударения
Итого

5
13
15
11
12
12
68

Тематический план по родному языку для 7 класса.

8

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Падежи
Имена прилагательные
Имена числительные
Местоимения
Имена существительные
Глаголы
Причастие
Послелоги
Наклонения глагола

9
4
4
3
4
7
13
13
11

Итого

68

Тематический план по родному языку для 8 класса.

№
п/п

Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5
6

Кол-во часов

Повторение
Глаголы
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимения
Будущее время глагола

4
9
4
4
5
8

Итого

34
ашскому языку для 9 класса.

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем

Тем
ати
чес
кий
пла
н по
чув

Кол-во часов

Фонетика
Наклонения глагола
Синтаксис
Причастные обороты
Союзы

6
6
10
3
8

Итого

33

9

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».