Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Мраково Гафурийского района республики Башкортостан Рассмотрено Руководитель ШМО _____ /Садыкова Н. Р./ Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ ООШ с. Мраково _____ /_Муллабаева Г. Т./ 27 августа 2020 г. Утверждаю директор МКОУ ООШ с.Мраково_______/Романов С.Л/ Приказ № 111 от 28 августа 2020 г. Романов Сергей Леонидович Подписан: Романов Сергей Леонидович DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319, E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан, L=с. Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович, SN=Романов, OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021-02-03 21:41:58 Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (чувашскому) языку Уровень основного (общего) образования 5-9 классы Рабочая программа по предмету «Чувашский язык и литература» составлена на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково; 3.Программы по чувашскому языку для 1-9 классов русской школы (автор И.А.Андреев), программы по чувашскому языку к пробному учебнику чувашского языка для 5 класса русской школы авторов Г.В. Абрамовой, А.Л.Красновой. 4. учебников чувашского языка для 5-9 классов русской школы. Учитель: Садаева Т. Г. 2020г. 2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» направлена на достижение школьниками Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 1. понимание чувашского языка как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2. осознание эстетической ценности чувашского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту чувашского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 1. владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм чувашского языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.); Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по чувашскому языку являются: 1. представление об основных функциях языка, о роли чувашского языка как национального языка чувашского народа , о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4. освоение базовых основ лингвистики; 3 5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии чувашского языка, основными нормами чувашского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; 6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; 7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; 8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речи. 4 II. Содержание учебного предмета, курса. 5 класс (34 часа) Тематика общения: Я и моя семья. Осень. Наша школа. Зима. Моя родина. Праздники. Весна. Лето. Грамматика: Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время. Производные глаголы. Время глаголов. Форма возможности и невозможности действия. Письмо: - выписывать из прочитанного текста ответы на вопросы; - вставлять в слова нужные буквы, в предложения слова в нужных грамматических формах, дописывать изученные аффиксы, составлять предложения по подстановочным таблицам; - письменно выполнять лексико-грамматические упражнения. 6 класс (34 часа) Здравствуйте, дети! Где ты учишься? Учимся готовить. Кем быть? Природа. Бесценная Родина. Тематика общения: Птицы нашей местности. Грамматика: Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время. Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время. Прошедшее многократное время. Форма возможности и невозможности действия. Причастия. Обучение чувашскому языку в русскоязычной школе состоит из следующих этапов: - обогащение словарного запаса 5 - обучение грамматике Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами, индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки. В русскоязычной школе контингент учащихся, изучающих чувашский язык как школьный предмет, не однороден. Дети, приходящие в школу из однородных чувашских семей, не утративших связи с деревней, в какой-то мере владеют бытовой речью: имеют небольшой словарный запас, различают на слух чувашские звуки, в то же время не умеют читать и писать. Дети из смешанных и нечувашских семей приходят в школу, не имея никаких знаний по чувашскому языку. В то же время для всех детей, обучающихся в условиях города, родным является русский язык, поскольку они общаются по-русски, в школе учатся на русском языке, с телеэкрана слышат русскую речь. Языком мысли у них так же является русский. Следовательно, в русскоязычной школе чувашский язык для всех учеников является вторым (т.е. неродным), что обуславливает необходимость его изучения как неродного. 7 класс (34 часа) Тематика общения: Падежи. Имена прилагательные. Имена числительные. Местоимения. Имена существительные. Глаголы. Причастие. Послелоги. Грамматика: Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время. Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время. Форма возможности и невозможности действия. Причастия . Склонения причастий в выделительной форме. Сравнительная степень прилагательных. Склонение прилагательных в выделительной форме. Разряды числительных. Склонение числительных. Местоимения. Склонение местоимений. Глаголы будущего времени. Послелоги. Письмо: Создание письменных текстов. Письменный рассказ о близких людях, животных, о школе, родном городе, природе и т.д. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста. 6 8 класс (34 часа) Тематика общения: Родная школа . Чувашские народные обычаи и традиции . Чувашская Республика. Известные люди Чувашии. Человек- звучит гордо. Растительный мир. Животный мир. Грамматика: Аффиксы формы принадлежности. Значение падежей. Прошедщее очевидное время. Производные глаголы. Время глаголов. Прошедшее неочевидное время. Прошедшее многократное время. Форма возможности и невозможности действия. Причастия .Склонения причастий в выделительной форме. Сравнительная степень прилагательных. Склонение прилагательных в выделительной форме. Разряды числительных. Склонение числительных. Местоимения. Склонение местоимений. Глаголы будущего времени. Деепричастия. Наречия. Послелоги. Союзы. Правописание заимствованных из русского языка слов. Сложные предложения. Письмо: - уметь писать письмо, заметки и записки - уметь выражать свое мнение о прочитанном тексте - написание текста под диктовку в соответствии с соблюдением изученных правил. 9 класс (33 часа) Тематика общения: Знаменитые люди Чувашской республики. Из истории жизни чувашского народа. Фонетика. Наклонения глагола. Синтаксис. Причастные обороты. Союзы. Граматика: Основные особенности чувашского языка в сравнении с русским. Письмо: - выписывать из прочитанного текста ответы на вопросы; - вставлять в слова нужные буквы, в предложения слова в нужных грамматических формах, дописывать изученные аффиксы, составлять предложения по подстановочным таблицам; - письменно выполнять лексико-грамматические упражнения. 7 III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Тематический план по родному языку для 5 класса. № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Повторение Падежи Глаголы Прилагательные Словообразование Личные местоимения 1 2 3 4 5 6 5 11 8 12 22 10 Итого 68 Тематический план по родному языку для 6 класса. № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Кол-во часов Повторение Порядковые числительные Лично – возвратные местоимения Вводные слова Причастные формы глагола Правила ударения Итого 5 13 15 11 12 12 68 Тематический план по родному языку для 7 класса. 8 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование разделов и тем Кол-во часов Падежи Имена прилагательные Имена числительные Местоимения Имена существительные Глаголы Причастие Послелоги Наклонения глагола 9 4 4 3 4 7 13 13 11 Итого 68 Тематический план по родному языку для 8 класса. № п/п Наименование разделов и тем 1 2 3 4 5 6 Кол-во часов Повторение Глаголы Имя прилагательное Имя числительное Местоимения Будущее время глагола 4 9 4 4 5 8 Итого 34 ашскому языку для 9 класса. № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Тем ати чес кий пла н по чув Кол-во часов Фонетика Наклонения глагола Синтаксис Причастные обороты Союзы 6 6 10 3 8 Итого 33 9 10 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)