Башгос 1-4

32. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан».
32.1. Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» (предметная
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно

–

программа

по

государственному

(башкирскому)

языку,

государственный (башкирский) язык) разработана для обучающихся, владеющих и
(или) слабо владеющих башкирским языком, и включает пояснительную записку,
содержание

обучения,

планируемые

результаты

освоения

программы

по

государственному (башкирскому) языку.
32.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения государственного
(башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
32.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
32.4. Планируемые результаты освоения программы по государственному
(башкирскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
32.5. Пояснительная записка.
32.5.1. Программа по государственному (башкирскому) языку разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
32.5.2. Специфика учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан», коммуникативная направленность процесса обучения,
взаимосвязь с другими предметными областями открывают большие возможности
для развития языковой личности обучающегося, способного к общению на двух
государственных языках республики: русском и башкирском. Изучение русского и
башкирского языков, а также иностранного на уровне начального общего

образования способствует осознанию обучающимися своей принадлежности к
определённому лингвоэтносу, к гражданскому обществу Российской Федерации и к
международному сообществу. Обучение государственному (башкирскому) языку
закладывает

основу

для

формирования

универсальных

учебных

действий.

Обучающиеся осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать
знаниями, самостоятельно работать над функционалом языка, что служит основой
для последующего саморазвития и самосовершенствования.
Содержание предмета «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
государственного (башкирского) языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней.
32.5.3. В содержании программы по государственному (башкирскому) языку
выделяются следующие содержательные линии:
«Развитие речи», способствующая формированию коммуникативных умений в
основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
«Основы лингвистических знаний», способствующая формированию языковых
навыков в области фонетики, лексики, грамматики башкирского языка.
32.5.4. Изучение государственного (башкирского) языка направлено на
достижение следующей цели: формирование у обучающихся коммуникативной
компетенции, обеспечивающей возможность общения на башкирском языке в
социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах.
32.5.5. Задачи освоения программы «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан»:
формирование

способности

и

готовности

обучающегося

общаться

с

носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных
формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо), умений
осуществлять межличностное и межкультурное общение в устной и письменной
форме;
воспитание

уважительного

отношения

к

башкирской

культуре

через

знакомство с детским фольклором и доступной детской литературой, материалами

культурологического плана;
расширение

лингвистического

кругозора

обучающихся,

освоение

лингвистических представлений, доступных обучающимся, и необходимых для
овладения устной и письменной речью на государственном (башкирском) языке на
элементарном уровне;
ознакомление с языковой системой и формирование на этой основе базовых
лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и
пунктуационных умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке
языковых явлений и фактов;
формирование умений различать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения, работать с текстом, осуществлять поиск информации в различных
источниках, передавать её в самостоятельно созданных высказываниях разных типов;
формирование духовного мира обучающихся, общечеловеческих ценностных
ориентиров, приобщение к культурным ценностям человечества через родной язык.
32.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного
(башкирского) языка, – 237 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные
недели), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34
учебные недели).
32.6. Содержание обучения в 1 классе.
32.6.1. Обучение грамоте.
32.6.1.1. Башкортостан – моя родина.
Развитие

речи.

Многонациональная

Республика

Башкортостан.

Государственный башкирский язык. Государственная символика Республики
Башкортостан. Знакомство с учебником. Видеоролик о Башкортостане.
Основы лингвистических знаний. Общее представление о языке. Речь устная и
письменная.
32.6.1.2. Учимся здороваться.
Развитие речи. Аудирование коротких реплик приветствий. Повторение за

учителем

речевых

формулировок

приветствий.

Работа

с

иллюстрациями,

определение героев сказок.
Основы лингвистических знаний. Предложение и слово. Деление речи на
предложения, предложения – на слова, слов – на слоги с использованием графических
схем.
32.6.1.3. Давайте познакомимся.
Развитие речи. Повторение слов приветствия. Аудирование короткого диалога.
Изучение вопроса: «Как тебя зовут?» («Һинең исемең нисек?»), составление ответа:
«Меня зовут...» («Минең исемем...»).
Основы лингвистических знаний. Специфические звуки башкирского языка [һ,
ғ, ҙ].
32.6.1.4. Я знакомлюсь.
Развитие речи. Счет 1–10. Аудирование коротких реплик. Изучение вопроса
«Сколько тебе лет?», и составление ответов: «Мне...лет».
Основы лингвистических знаний. Алфавит, изучение букв а, о, ы, э, в,
обозначающих звуки, различающиеся в башкирском и русском языках.
32.6.1.5. Я и моя семья.
Развитие речи. Аудирование диалога о семье. Изучение названий членов семьи.
Чистоговорки со звуками [ө], [ү]. Составление предложений по сюжетной картине,
составление схем слов и предложений, звуковой анализ слов.
Основы лингвистических знаний. Изучение произношения звуков [ә], [ө], [ү],
[һ], определение на слух звука в начале, середине и конце слова. Изучение букв Әә,
Өө, Үү, Һһ.
32.6.1.6. Моя школьная жизнь.
Развитие речи. Аудирование текста о школе, классе. Лексика, обозначающая
учебные принадлежности, цвета, продукты. Изучение вопроса «Что ты любишь?»,
составление ответа: «Я люблю…». Формирование умения читать слоги, слова.
Основы лингвистических знаний. Изучение произношения звуков [ғ], [ҡ], [ҙ],
[ҫ], [ң], определение на слух звука в начале, середине и конце слова. Изучение букв
Ғғ, Ҡҡ, Ҙҙ, ҫ, ң.

32.6.1.7. Я люблю играть.
Развитие речи. Аудирование текста об игрушках. Усвоение лексических единиц
по теме. Перевод реплик со знакомой лексикой. Прочтение разных типов слогов.
Основы лингвистических знаний. Изучение дифтонгов: [йо], [йө], [йү].
Заполнение текста с пропусками слов.
32.6.1.8. Я изучаю живую природу.
Развитие речи. Аудирование текста о фруктах и овощах. Усвоение лексических
единиц по теме «Мои любимые овощи». Игра «Прятки». Составление предложений о
временах года. Совершенствование умений разбираться в правилах чтения:
прочтение букв ә, ө, е в разных типах слога, дифтонгов [йы], [йе], [йо], [йө], [йү].
Основы лингвистических знаний. Изучение дифтонгов [йә], [йы], [йе].
Повторение ранее изученных дифтонгов.
32.7. Содержание обучения во 2 классе.
32.7.1. Будем знакомы.
Развитие речи. Аудирование короткого текста о знакомстве, составление
реплик по этой теме. Активизация изученных слов по теме «Знакомство», обогащение
лексики новыми словами, знакомство с учебником, чтение слов, предложений, стихов
и коротких текстов. Чтение текстов (по указанию учителяи выборочно). Изучение
игры «Представь друга».
Усвоение вопросов «Һин кем?» («Ты кто?»), «Һеҙ кем?» («Вы кто?»), «Һинең
исемең нисек?» («Как тебя зовут?»), «Һеҙҙең исемегеҙ нисек?» («Как Вас зовут?»),
«Уның исеме нисек?» («Как зовут его (её, их)?»), «Һин ҡайҙа йәшәйһең?» («Где ты
живешь?»). Выполнение заданий на разных платформах (например, LearningApps,
ЯКласс и другие) (далее – платформы).
Основы лингвистических знаний. Звуки и буквы. Повторение алфавита,
специфических звуков башкирского языка [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [ҫ], [ҙ], [һ], [ң].
Использование знаний алфавита при выполнении упражнений. Деление предложения
на слова, определение количества слов в предложении. Нахождение в слове
согласных и гласных. Местоимение. Личные, вопросительные. Употребление
местоимений в речи.

32.7.2. Я люблю своих родных.
Развитие речи. Активизация изученных слов по теме «Семья», обогащение
лексики новыми словами, составление по образцу рассказов о членах семьи,
аудирование текстов о семье, заполнение тестов о прослушанном. Чтение диалогов,
подбор вопросов к ответам, составление коротких диалогов с использованием
изученной лексики. Составление слов по данной словообразовательной модели и
употребление в диалоге-расспросе по заданному образцу. Составление предложений,
коротких текстов по сюжетным картинам.
Основы лингвистических знаний. Словообразовательная модель: төҙөү и се,
бейеү и се, теген и се, балыҡ и сы, яҙыу и сы, ҡурай и сы. Притяжательные
местоимения «Минең, һинең, уның» («Мой (моя), твой (твоя), его (её)»).
Притяжательные местоимения «Беҙҙең, һеҙҙең, уларҙың». («Наш (наша), ваш (ваша),
их»). Синтаксис. Утвердительные и вопросительные предложения, знаки препинания
в конце предложений. Отличие группы слов, не составляющих предложение. Выбор
знака препинания в конце предложения. Составление простых предложений.
Выполнение заданий на платформах.
Знакомство с русско-башкирским и башкирско-русским словарями.
32.7.3. Моя школьная жизнь и увлечения.
Развитие речи. Активизация изученных слов по теме «Школа», обогащение
лексики новыми словами, усвоение вопросов «Минең мәктәбем ниндәй?» («Моя
школа какая?»), «Яратҡан шөғөлөң ниндәй?» («Какое твое любимое увлечение?») и
ответов, составление по образцу маленьких текстов о любимых увлечениях, коротких
диалогов-расспросов по заданному образцу. Развитие навыков аудирования по
текстам о школьной жизни и увлечениях. Выборочный пересказ текста. Проектная
работа по предложенной теме, анализ и обобщение, представление своей работы.
Основы лингвистических знаний. Морфология. Имя существительное.
Группировка слов по частям речи. Употребление существительных в речи.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кем?» («кто?»)и
«нимә?» («что?»). Единственное и множественное число имён существительных.
Изменение имён существительных по числам и лицам.

32.7.4. Иду играть с друзьями.
Развитие речи. Аудирование текста про детские игры. Усвоение лексических
единиц в соответствии с изучаемой темой, вопросов «был нимә?» («что это?»), «был
кем?» («кто это?»), «миңә нимә кәрәк?» («что мне нужно?»), «нимә эшләргә?» («что
делать?»), «нимә эшләй?» («что делает?»), «нимә эшләйбеҙ?» («что делаем?»), «ҡайҙа
нимә эшләйем?» («где что делаю?»), «ҡайҙа нимә эшләйбеҙ?» («где что делаем?»),
употребление выученных слов в речи, пересказ текста по ключевым словам,
составление

коротких

диалогов

о

совместных

играх.

Восстановление

деформированных предложений, повтор порядка слов в предложении.
Чтение текстов об охране здоровья. Знакомство с детской народной игрой (по
выбору учителя).
Основы лингвистических знаний. Синтаксис. Главные члены предложения.
Порядок слов в предложении. Глагол. Умение распознавать глаголы, отвечающиена
вопросы «Нимә эшләргә?» («Что делать?»), «Нимә эшләй?» («Что делает?»), «Нимә
эшләйбеҙ?» («Что делаем?»), «Ҡайҙа нимә эшләйем?» («Где что делаю?»), «Ҡайҙа
нимә эшләйбеҙ?» («Где что делаем?»). Изучение словосочетаний «вопросительное
слово куда? и глагол», «вопросительное слово откуда? и глагол», «вопросительное
слово где? и глагол», «вопросительное слово когда? и глагол?». Употребление
глаголов в речи.
32.7.5. Познаю окружающий мир.
Развитие

речи.

Аудирование,

ответы

на

вопросы

по

содержанию

прослушанного текста, обогащение лексики новыми словами по теме. Усвоение
вопросов «Ниндәй?» («Какой?», «Какая?», «Какое?»), «Ҡайҙа?» («Куда?»),
«Ҡайҙан»? («Откуда?», «Когда?»). Использование в репликах выученных слови фраз,
чтение текстов, соотнесение вопросов с ответами, рассказ по вопросам, по плану.
Восстановление деформированных текстов, письмо словарных диктантов.
Изучение названий деревьев, трав, насекомых, птиц в сравнении с русским
языком. Совершенствование навыка составления диалогических и монологических
текстов по заданной ситуации и теме.
Основы лингвистических знаний. Имя прилагательное. Определение значений

имён прилагательных и умение употреблять их в речи. Различение имён
прилагательных, отвечающих на вопросы «Ниндәй?» («Какой (-ая (-ое)?»). Изучение
словосочетаний «Вопрос куда и глагол?». «Вопрос откуда? и глагол», «Вопрос где? и
глагол».
32.8. Содержание обучения в 3 классе.
32.8.1. Рады знакомству!
Развитие речи. Активизация изученных слов по теме, умение задавать вопрос
«Һин ҡайҙан?» («Ты откуда?») и отвечать на него, нахождение нужной информации,
использование в речи готовых клише, правильное интонирование предложений.
Аудирование текстов о знакомстве. Дополнение предложений по прослушанному
тексту. Чтение текстов в учебнике, усовершенствование норм орфоэпического
чтения. Восстановление деформированных текстов, заполнение анкет.
Повторение изученных фраз, обогащение речи новыми словами, знакомство с
персонажами детских произведений (имя, возраст). Использование в речи типичных
фраз башкирского речевого этикета. Развитие диалогической и монологической форм
речи.
Основы лингвистических знаний. Повторение видов предложений. Главные и
второстепенные члены предложения.
32.8.2. Я получаю знания.
Развитие речи. Активизация изученных слов в речи, аудирование текстов о
школе, об уроках. Развитие диалогической речи: составление диалогов по
предложенной ситуации, трансформация диалогов: дополнение и продолжение.
Составление диалога побудительного характера. Рассказ по вопросам. Поиск
информации в предложенных учителем словарях.
Усвоение вопросительной формы «Нимәһеҙ?» («Без чего?»), развитие навыков
правильного чтения. Выборочное чтение, соблюдение орфоэпических норм
башкирского языка. Интерактивные игры в портале «Мир родного языка».
Основы лингвистических знаний. Прямое и переносное значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
32.8.3. Мир вокруг меня.

Развитие речи. Изучение новых слов, составление предложений об
окружающем мире. Работа в парах: составление вопросов и ответов по изученным
текстам. Народный праздник «Карға буткаһы» («Воронья каша»).
Основы лингвистических знаний. Однокоренные слова. Имя существительное.
Изменение по падежам.
32.8.4. Моё любимое время года.
Развитие речи. Знакомство с растениями, миром животных, природой
Башкортостана. Изучение названий деревьев, трав, насекомых, птиц в сравнении с
русскими названиями. Развитие речи: составление монологов и диалогов по готовым
вопросам.

Совершенствование

разножанровых

текстов,

навыков

определение

по

аудирования:
ключевым

прослушивание

словам

содержания

прослушиваемого текста. Чтение с правильной интонацией текстов о временах года,
пересказ по вопросам. Заполнение таблицы и анкеты о временах года, сезонных
явлениях.

Восстановление

деформированного

текста.

Изменение

имён

существительных по падежам, подбор правильных вариантов окончаний слов в
предложениях, совершенствование знаний на интерактивной доске. Праздник
«Нардуған» («Святки»).
Основы лингвистических знаний. Имя существительное: изменение по
падежам.
32.8.5. Мой гардероб.
Развитие речи. Изучение новых слов, обозначающих предметы гардероба,
признаки предметов, использование изученных слов в разговоре, составление
диалогов и монологов с изученными словами. Употребление в диалогах союза
«потому что». Чтение текстов по теме, развитие навыков орфоэпического чтения
текстов. Восприятие текста на слух, заполнение анкет по прослушанному тексту.
Составление коротких топиков о любимой одежде, описывание своей одежды по
предложенному шаблону и ключевым словам. Изучение вопроса «Сколько?»,
знакомство с количественными числительными, повторение счета от 1 до 100.
Детская игра «Йәшерәм яулыҡ» («Прячу платок»).
Основы лингвистических знаний. Имя прилагательное. Степени сравнения

имён прилагательных. Местоимение. Изменение местоимений по падежам. Имя
числительное. Количественные числительные.
32.8.6. Я путешественник.
Развитие речи. Знакомство с новыми словами, обозначающими разные виды
отдыха, активизация их в речи. Аудирование текстов о путешествиях, определение по
использованным глаголам времени путешествия. Составление по предложенным
репликам диалогов и топиков про путешествия. Беглое, правильное чтение текстов с
соблюдением пауз и интонации, поиск недостающей информации в разных
источниках.

Передача

содержания

прочитанного

текста

с

использованием

иллюстраций, плана. Перевод с русского языка на башкирский язык адаптированных
текстов. Составление словосочетаний с использованием изученных времен глагола.
Основы лингвистических знаний. Глагол. Времена глагола: прошлое,
настоящее, будущее. Изменение глаголов по временам.
32.9. Содержание обучения в 4 классе.
32.9.1. Каждый день хожу в школу.
Развитие речи. Повторение пройденного материала, обмен репликами по теме,
обогащение лексики новыми словами по теме, употребление в диалогах выученных
клише и дежурных фраз. Повторение общих сведений о башкирском языке, о его
месте в системе тюркских языков, о его статусе в Республике Башкортостан.
Изучение вопроса «Какой урок мне нравится?», обоснование своего ответа,
составление предложений по схеме.
Знакомство с отрывками из произведений башкирских поэтов и писателей.
Изучение правил орфоэпии башкирского языка, общих сведений о лексике
башкирского языка.
Знакомство со словами, отвечающими на вопросы «Кто?», «Что?», «Что я
люблю читать?», «О чем мы разговариваем в школе?», развитие монологической речи
с использованием нужных форм слов, составление диалогов о друзьях, описывание
своих друзей, использование в речи имён существительных в единственном и во
множественном числах.
Основы лингвистических знаний. Повторение пройденного материала. Общие

сведения о языке. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена
существительные. Число имён существительных.
32.9.2. Я люблю свою семью.
Развитие речи. Аудирование текста о семье. Изучение новых терминов родства,
расспрос имени, возраста родственников, описание внешности, рассказ о своей семье.
Определение значений слов по контексту или уточнение с помощью словаря,
Интернета и другие.
Чтение отрывков из произведений башкирских и русских поэтов и писателей.
Знакомство с прилагательными, характеризующими положительные качества
ребенка.

Составление

вопросительного

предложения

с

использованием

вопросительных местоимений «какой?», «который?», подготовка ответа на вопрос.
Описание своего дома, комнаты, употребление в речи имён прилагательных, умение
задавать друг другу вопросы по теме урока, списывание текста с доски. Умение
поддерживать диалог, переспрашивать, использовать в речи выученные слова и
формы слов, составлять текст о своих домашних обязательствах с использованием
русско-башкирского словаря. Праздник «Сөмбөлә» (праздник урожая).
Основы лингвистических знаний. Имена существительные с аффиксами
принадлежности. Повторение общих сведений о степенях сравнения имён
прилагательных. Правописание аффиксов имён прилагательных.
32.9.3. Рассказываю об Отчизне.
Развитие речи. Знакомство с новой лексикой, активизация её в речи.
Составление текстов о своей улице, родном доме, большой и малой Родине, о месте
нашей планеты в Солнечной системе. Рассказ о любимых местах родного края, о
детях своего двора. Чтение произведений башкирских и русских поэтов и писателей,
образцов башкирского фольклора. Составление кратких текстов и диалогов по
шаблону и без шаблона, умение выражать свои мысли. Детская игра «Тирмә»
(«Юрта»).
Работа на разных платформах.
Основы лингвистических знаний. Местоимение. Повторение изученного
материала о местоимениях. Личные, указательные, притяжательные, вопросительные

местоимения. Правила правописания местоимений.
32.9.4. Живу в деревне (городе).
Развитие речи. Освоение новых слов и словосочетаний по теме, знакомство с
памятными местами Башкортостана, Уфы. Умение строить беседу и диалоги о
городской и деревенской жизни, составление связных текстов о деревне (городе)
проживания. Рассказы о городах и селах республики, о растениях сада и огорода.
Составление текстов о достопримечательностях своего района и республики с
использованием выученных слов.
Работа на разных платформах.
Основы лингвистических знаний. Имя числительное (повторение изученного
материала). Простые и составные числительные. Разряды имён числительных:
количественные,

собирательные,

порядковые.

Правила

правописания

имён

числительных.
32.9.5. Обсуждаем погоду и времена года.
Развитие речи. Изучение растений и животных, занесенных в Красную книгу
Башкортостана, названий времен года. Усвоение новой лексики, работа по
предложенным текстам, составление новых текстов о правилах поведения на
природе, об охране природы родного края. Зимние, весенние, летние, осенние
развлечения детей. Беседы о традициях и обычаях. Значение данных традиций в
настоящее время.
Развитие навыков аудирования, правильного беглого чтения текстов,
составления диалогов по теме.
Основы лингвистических знаний. Наречие. Отличие наречий от имён
прилагательных.
32.9.6. Говорим о разном.
Развитие речи. Аудирование текстов о планах на будущее. Освоение новой
лексики по теме, активизация их в речи, составление текстов о планах на будущее, о
своей мечте. Составление диалогов-расспросов по шаблону, с использованием
ключевых слов. Работа на разных платформах (LearningApps, Я Класс). Праздник
«Сабантуй».

Основы лингвистических знаний. Глагол. Место глаголов в предложениях.
Изменение глаголов по лицам.
32.9.7. Учусь покупать.
Развитие речи. Знакомство с названиями продуктов, одежды, усвоение
этикетных правил при покупке товаров, общение по данной теме. Рассказы о моде с
использованием в речи глаголов настоящего времени. Работа по предложенным
диалогам, составление диалогов по образцу, активизация изученной лексики.
Соблюдение особенностей башкирского речевого этикета при общении.
Создание текстов по предложенной теме. Составление коротких рассказов с
использованием плана и ключевых слов. Поиск разных источников информации,
использование схем, корректировка ошибок. Детская игра «Буяу һатам» («Продаю
краски»).
Основы лингвистических знаний. Глагол. Отрицательная форма глагола.
Временные формы глаголов. Повторение пройденного материала за год.
32.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному
(башкирскому) языку на уровне начального общего образования.
32.10.1. В результате изучения государственного (башкирского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение государственного (башкирского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса государственного (башкирского) языка в Российской Федерации
и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе
при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и

ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными
текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через
примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе государственного (башкирского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
государственного (башкирского) языка).
32.10.2. В результате изучения государственного (башкирского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения
совместной деятельности.
32.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые единицы и явления государственного (башкирского) языка с языковыми
явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
32.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
32.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить информацию в предложенном
источнике (словаре, справочнике);
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем.
32.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
32.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
32.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых

и

орфографических ошибок.
32.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и

результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов.
32.10.3. Предметные результаты изучения государственного (башкирского)
языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать звуки и буквы, характеризовать звуки башкирского языка: гласные,
согласные: глухие (звонкие), парные (непарные), группировать звуки по заданному
основанию;
строить звуковую схему слова, схемы предложений;
определять основные для обучения грамоте понятия: слово, звук, звуки гласные
и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква;
называть буквы башкирского алфавита, сопоставлять специфические буквы и
звуки башкирского языка с русским;
дописывать пропущенные слова в предложениях, текстах или диалогах;
разбираться в написании большой буквы в начале предложения и в именах
собственных, точки в конце предложения, вопросительного или восклицательного
знака по интонации;
определять утвердительные, вопросительные и восклицательные предложения;
списывать текст на башкирском языке, вставлять в него слова в соответствии с
решаемой задачей;
заполнять таблицу по образцу, простую анкету по образцу;
давать ответы на вопросы учителя, одноклассника;
воспринимать на слух и понимать объяснения учителя, содержание текстов,
построенных на знакомом лексико-грамматическом материале;
вести диалог (4–6 реплик) по предметным и сюжетным картинкам, по заданным
ситуациям на изучаемые лексические темы;
разбираться в правилах чтения и письма гласных букв ә, ө, е в открытом и

закрытом типе слога, дифтонгов [йы], [йе], [йо], [йө], [йү], [йә];
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
правильно строить порядок слов в предложении;
использовать правила речевого этикета (на начальном уровне);
переводить реплики со знакомой лексикой с башкирского на русский язык;
воспроизводить наизусть произведения детского фольклора, стихи и песни;
составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
отвечать на вопросы к тексту, картине.
32.10.4. Предметные результаты изучения государственного (башкирского)
языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
использовать знание алфавита при выполнении упражнений;
выписывать из текста слова, словосочетания, простые предложения;
образовывать новые слова по заданным словообразовательным моделям
(корень и окончания -сы, -се: балыҡ и сы, яҙыу и сы, ҡурай и сы төҙөү и се, бейеү и
се, теген и се);
восстанавливать слово, предложение, деформированный текст;
правильно определять главные члены предложения;
выбирать правильный знак препинания в конце предложения;
изменять имена существительные по числам и лицам;
различать разряды местоимений и правильно употреблять в речи;
определять значения и правильно употреблять имена прилагательные, глаголы
в речи;
писать словарные диктанты;
списывать предложения с подстановкой нужных слов;
заполнять таблицы по образцу;
различать и понимать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения
башкирского языка, интонацию и эмоциональную окраску фраз;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе;
составлять рассказ по картинке, по плану;

пересказывать текст, по ключевым словам, по плану, выборочно;
составлять диалоги и небольшие монологи;
задавать вопросы и отвечать на них.
32.10.5. Предметные результаты изучения государственного (башкирского)
языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
строить словосочетания с существительными в родительном падеже;
различать синонимы, антонимы, омонимы;
находить необходимую информацию в различных словарях;
понимать прямое и переносное значение слов;
изменять местоимения по падежам;
определять различия имён прилагательных в русском и башкирском языках;
правильно употреблять в речи степени имён прилагательных;
изменять глаголы по временам (настоящее, прошедшее, будущее);
определять значения и правильно употреблять в речи количественные
числительные;
различать главные и второстепенные члены предложения;
заполнять анкеты по прослушанному тексту;
понимать диалог из 3–6 предложений (реплик) и продолжать его;
дополнять предложения по прослушанному тексту;
вести

диалог

побудительного

характера

и

строить

монологические

высказывания по пройденной теме;
выразительно читать небольшие тексты и понимать их содержание;
пересказывать текст по вопросам;
переводить предложенные предложения со знакомой лексикой с башкирского
языка на русский;
работать с текстом: озаглавливать, составлять план к предложенным текстам;
писать короткое письмо другу (в рамках изученной тематики).
32.10.6. Предметные результаты изучения государственного (башкирского)
языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать падежные формы имён существительных, аффиксы принадлежности;

различать порядковые, собирательные числительные, использовать их в речи;
различать простые и составные числительные, использовать их в речи;
отличать наречия от имён прилагательных;
различать временные формы глаголов, определять место глаголов в
предложениях;
использовать в речи и при письме отрицательную форму глаголов;
составлять предложения по заданной схеме;
писать небольшие диктанты;
поддерживать диалог, переспрашивать, использовать в речи выученные слова и
формы слов;
отвечать на изученные вопросы;
бегло читать с соблюдением правил орфоэпии;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря,
Интернета и другие;
составлять небольшие тексты и монологи по заданной теме;
писать короткие рассказы с использованием плана и ключевых слов;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения;
составлять текст с использованием русско-башкирского словаря о своих
домашних обязательствах;
составлять тексты по теме с использованием выученных слов, изученных
частей речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».