Рабочая программа учебного предмета Родной(чувашский) язык 1-4 кл.

Пояснительная записка
87.5.1. Программа по родному (чувашскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
87.5.2. Программа

по

родному

(чувашскому)

языку

предусматривает

взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования,
говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных
навыков на чувашском языке, способности и готовности общаться с носителями
чувашского языка в устной и письменной форме с учётом речевых возможностей и
потребностей обучающихся.
87.5.3. Изучение родного (чувашского) языка направлено на осознание
обучающимися значимости изучения родного и других языков в современном мире,
овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В
процессе

овладения

родным

(чувашским)

языком

обучающиеся

получают

представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном
портрете Чувашской Республики, её символике, культурном наследии, традициях
чувашского народа, о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского
народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры чувашей, о произведениях
чувашского устного народного творчества. Обучающиеся учатся распознавать и
употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального
общения

основные

нормы

речевого

этикета

(реплики-клише,

наиболее

распространённую оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в
форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.
87.5.4. Изучение родного (чувашского) языка предполагает расширение
лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе чувашского
языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной
культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи,

использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой
этикет.
Важным направлением процесса изучения родного (чувашского) языка
является

формирование

положительной

мотивации

и

устойчивого

учебно-

познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных
действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной
учебной деятельности по овладению чувашским языком на следующем уровне
образования.
87.5.5. Материал программы по родному (чувашскому) языку выстроен
концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе,
повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное
возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его
изучению. За счет употребления в речи и многократного повторения сходных
языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии,
или

способность

к

самостоятельному

конструированию)

у

обучающихся

формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.
87.5.6. Включенность родного (чувашского) языка в систему начального
общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными
предметами гуманитарной направленности: «Русский язык», «Литературное чтение».
По линии повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса
на родном языке, формирования функциональной грамотности родной (чувашский)
язык тесно связан с учебным предметом «Литературное чтение на родном
(чувашском) языке».
87.5.7. Программой

по

родному

(чувашскому)

языку

предусмотрено

использование методически целесообразных средств обучения, современных
педагогических

технологий

деятельностного

типа,

информационных

и

коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
87.5.8. В содержании программы по родному (чувашскому) языку выделяются
следующие содержательные линии:

тематическое содержание речи (расширение словарного запаса обучающихся за
счёт изучения базовых тем, актуальных для младшего школьного возраста);
речевые умения (развитие способностей воспринимать родную речь на слух,
говорить, читать и писать по-чувашски);
языковые знания и навыки (начальное изучение чувашского языка как
системы).
87.5.9. Ценностные

ориентиры

содержания

программы

по

родному

(чувашскому) языку основываются на концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание программы по
родному (чувашскому) языку включает материалы, расширяющие представления
обучающихся о России, Чувашской Республике и формирующие

чувство

патриотизма, гордости за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов,
как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших,
здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учёбе, интерес к
творчеству

в

разных его

проявлениях.

Значительное

внимание

уделяется

современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам,
осознанию необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что
закладывает основы формирования экологического сознания обучающихся.
Эстетическое развитие обучающихся обеспечивается за счет наличия в
содержании

родного

(чувашского)

языка

фольклорных

текстов,

авторских

стихотворений, сказок и рассказов.
87.5.10. Изучение родного (чувашского) языка направлено на достижение
следующих целей:
развитие элементарных коммуникативных умений на чувашском языке, видов
речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма;
овладение первоначальными знаниями о системе и особенностях чувашского
языка,

употребление

языковых

средств

(фонетических,

орфографических,

лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями
общения, представленными в программе;

формирование мотивации к изучению чувашского языка как важнейшей
духовно-нравственной ценности чувашского народа, приобщение обучающихся к
чувашской культуре и традициям, формирование культурной и этнической
идентичности как составляющих общероссийской гражданской идентичности.
ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения
чувашского

языка,

в

том

числе

с

использованием

информационных

и

коммуникационных технологий;
87.5.11. Общее число

часов,

рекомендованных для

изучения

родного

(чувашского) языка, – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1
час в неделю).

Содержание обучения
87.6. Содержание обучения в 1 классе.
87.6.1. В 1 классе практическое обучение чувашской грамоте происходит на
уровне грамматической пропедевтики с учётом специфики изучаемого параллельно
учебного предмета «Русский язык».
87.6.2. Тематическое содержание речи.
Паллашар-и? (Давайте познакомимся!). Пирĕн шкул (Наша школа). Манăн
çемье (Моя семья). Манăн туссем (Мои друзья). Манăн кулленхи ĕçсем (Мой
ежедневный труд). Ыр кăмăллăх урокĕсем (Уроки доброты). Манăн таврари тĕнче
(Окружающий мир). Çулталăк вăхăчĕсем (Времена года). Тăван кĕтес. Тăван çĕршыв
(Родной уголок. Родина). Халăх пултарулăхĕ (Устное народное творчество).
87.6.3. Речевые умения.
87.6.3.1. Аудирование.
Восприятие на слух чувашской речи, понимание содержания небольших
сообщений.
87.6.3.2. Говорение.
Диалогическая форма речи. Ведение элементарного этикетного диалога,
диалога-расспроса. Умение понимать простые вопросы, кратко отвечать на них,
самим задавать простые вопросы.
Монологическая

форма

речи.

Создание

кратких

монологических

высказываний по предложенной теме или рисункам, образцам. Составление
описания, овладение активным словарем по темам общения, обозначенным в
программе (не менее 250 лексических единиц).
87.6.3.3. Чтение.
Соотношение графического образа чувашского слова с его звуковым
оформлением.
Соотношение звуков и букв, овладение правилами позиционного чтения.
Чтение вслух изученных слов, словосочетаний, предложений, небольших
учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, соблюдение

правил произношения и соответствующей интонации. Формирование умения
находить в тексте необходимую информацию и использовать её. Использование
двуязычного словаря учебника.
87.6.3.4. Письмо.
Овладение начертанием заглавных и строчных букв, идентичных буквам
русского алфавита. Овладение техникой письма специфических букв чувашского
алфавита: Ă, ă, Ĕ, ĕ, Ӳ, ӳ, Ç, ç.
Раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения, в именах
собственных.
Списывание слов, предложений. Вставка пропущенных букв в слово или слов в
предложение.
87.6.4. Языковые знания и навыки.
Чувашский алфавит. Звук и буква. Прописная буква в начале предложения и в
именах собственных. Слово и предложение. Текст. Ударение. Ударный слог.
Произношение слов с соблюдением правильного ударения.
Гласные и согласные звуки чувашского языка. Мягкие и твердые гласные звуки.
Согласные сонорные и шумные. Твёрдое и мягкое произношение согласных.
Озвончение шумных согласных. Заимствованные из русского языка согласные звуки.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения.
Особенности порядка слов в чувашском предложении.
Простые нераспространённые и распространённые предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым: «Петя юрлать» («Петя поёт»).
Предложения с именным сказуемым: «Ку ман пичче» («Это мой старший
брат»).
Предложения с составным глагольным сказуемым: «Кайăк вĕçсе кайрĕ»
(«Птица улетела»).
Имена существительные, отвечающие на вопросы «кам?», «камсем?» («кто?»);
«мĕн?», «мĕнсем?» («что?»).

Глаголы, отвечающие на вопросы «мĕн тăвать?» («что делает?»), «мĕн
тăваççĕ?» («что делают?»), «мĕн тăватăп?» («что делаю?»), «мĕн тăватпăр?» («что
делаем?»), «мĕн тăватăн?» («что делаешь?»), «мĕн тăватăр?» («что делаете?»).
Имена прилагательные, отвечающие на вопросы «мĕнле?» («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), «мĕн тĕслĕ?» («какого цвета?»).
Имена

числительные,

отвечающие

на

вопрос

«миçе?»

(«сколько?»),

«миçемĕш?» («который?»). Полная и краткая формы количественных числительных
«иккĕ» («два»), «икĕ кушак» («две кошки»).
Личные местоимения: «эпĕ» («я»), «эсĕ» («ты»), «вăл» («он», «она», «оно»),
«эпир» («мы»), «эсир» («вы»), «вĕсем» («они»). Личные местоимения «эпĕ» («я»),
«эсĕ» («ты») в форме притяжательного падежа: «манăн» («мой», «моя», мое»),
«санăн» («твой», «твоя», «твое»). Указательное местоимение «ку» («этот», «эта»,
«это»).
Наречия, отвечающие на вопрос «хăçан?» («когда?»).
Падежные

формы

имён

существительных,

употребляющихся

в

роли

послелогов: «айĕнче» («под»), «хушшинче» («между»), «çинче» («на»), «çинчен»
(«с», «со», «про»).
Количественные числительные до 10.
87.7. Содержание обучения во 2 классе.
87.7.1. Тематическое содержание речи.
Паллашар-и? (Давайте познакомимся!). Пирĕн шкул (Наша школа). Пирĕн килйыш (Наша семья). Манăн юлташсем (Мои друзья). Мана хавхалантаракан ĕçсем.
Ĕçпе кану (Мои увлечения. Труд и отдых). Çын тата çут çанталăк. Манăн таврари
тĕнче (Человек и природа. Окружающий мир). Çулталăк вăхăчĕсем (Времена года).
Чăваш Ен – манăн çуралнă çĕршыв (Чувашская Республика – моя малая Родина).
Раççей – Тăван çĕршыв. Çулçӳрев (Россия – моя Родина. Путешествия). Халăх
пултарулăхĕ (Устное народное творчество).
87.7.2. Речевые умения.
87.7.2.1. Аудирование.

Понимание на слух речи учителя и других обучающихся в процессе общения
на уроке. Восприятие на слух небольших учебных текстов, построенных на
изученном языковом материале, с пониманием основной мысли звучащей речи, с
пониманием запрашиваемой информации фактического характера.
87.7.2.2. Говорение.
Диалогическая форма речи. Ведение элементарного этикетного диалога,
диалога-расспроса. Умение понимать простые вопросы, кратко отвечать на них,
самим задавать простые вопросы. Ведение диалога-побуждения к действию
(приглашение собеседника к совместной деятельности).
Монологическая

форма

речи.

Составление

кратких

монологических

высказываний с использованием ключевых слов по предложенной теме или
рисункам, образцам. Составление описания. Расширение словаря по повторяющимся
речевым темам. Овладение активным словарем по новым темам (не менее 400
лексических единиц).
87.7.2.3. Чтение.
Осмысленное чтение вслух небольших текстов с соблюдением орфоэпических
и

интонационных

норм,

обусловленных

особенностями

чувашской

речи.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя. Умение находить в тексте
необходимую информацию для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Использование двуязычного словаря учебника.
87.7.2.4. Письмо.
Списывание слов, предложений из текста. Вставка пропущенных букв в слово
или слов в предложение.
Создание кратких подписей к картинкам.
87.7.3. Языковые знания и навыки.
Звуки чувашского языка (гласные мягкие и твердые, согласные сонорные и
шумные). Правила произношения чувашских согласных звуков. Ударение. Ударный
слог. Произношение слов с соблюдением правильного ударения. Сингармонизм.
Корневой и аффиксальный сингармонизм. Несингармонические аффиксы. Аффиксы

при несингармонических основах. Особенности присоединения аффиксов в
чувашском языке.
Слово. Лексическое значение слова. Классификация слов по тематическому
принципу.
Словосочетание. Предложение. Виды предложений по интонации и цели
высказывания

(восклицательные

и

невосклицательные,

повествовательные,

вопросительные и побудительные).
Синонимы. Антонимы. Утверждение и отрицание. Правильное написание
изученных слов, словосочетаний, предложений.
Постановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного
знаков в конце предложения.
Работа с текстом: выразительное чтение текста вслух, соблюдение правильной
интонации. Составление предложений для решения определенной речевой задачи,
интонационное оформление высказываний.
Имена существительные в единственном и множественном числе, в
притяжательной форме. Падежные формы существительных.
Спряжение глаголов изъявительного наклонения в настоящем, прошедшем и
будущем времени. Спряжение глаголов повелительного наклонения. Неспрягаемые
формы глагола: причастие с аффиксами -нă (-нĕ), -ас (-ес), инфинитив с аффиксом ма (-ме), формы деепричастия с аффиксами -са (-се), -сан (-сен).
Личные, указательные, вопросительные местоимения.
Особенности сочетания имен прилагательных с именами существительными в
чувашском языке. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени
(ознакомительно).
Количественные и порядковые числительные до 100.
Наиболее употребительные наречия времени и степени.
Падежные

формы

имён

существительных,

употребляющихся

в

роли

послелогов: «айĕнче» («под»), «хушшинче» («между»), «çинче» («на»), «çинчен»
(«с», «со», «про»), «умĕнче» («перед», «у»).
Послелог «валли».

Союзы «та, те, тата» («и»), «анчах» («но»).
Частицы «мар», «ан», «чи», «-и».
Междометия «Ай!», «Эх!».
87.8. Содержание обучения в 3 классе.
87.8.1. Тематическое содержание речи.
Паллашар-и? (Давайте познакомимся!). Пирĕн шкул (Наша школа). Çулталăк
вăхăчĕсем (Время. Времена года). Пирĕн кил-йыш (Наша семья). Манăн юлташсем
(Мои друзья). Мана хавхалантаракан ĕçсем (Мои увлечения). Ĕç çынна илем кӳрет
(Труд украшает человека). Ыр кăмăллăх урокĕсем (Уроки доброты). Çын тата çут
çанталăк (Человек и природа). Çут çанталăк. Манăн таврари тĕнче (Природа.
Окружающий мир). Чăваш Ен – манăн çуралнă çĕршыв (Чувашская Республика – моя
малая Родина). Раççей – ман Тăван çĕршыв (Россия – моя Родина). Çулçӳрев (Поездки
и путешествия). Халăх пултарулăхĕ (Устное народное творчество).
87.8.2. Речевые умения.
87.8.2.1. Аудирование.
Понимание на слух речи учителя и других обучающихся в процессе общения
на уроке. Восприятие и понимание на слух небольших учебных текстов и сообщений,
построенных на изученном языковом материале. Понимание основной мысли
звучащей речи, понимание запрашиваемой информации фактического характера.
Определение последовательности событий в тексте. Осознание цели речевого
высказывания. Выделение главной и второстепенной информации.
87.8.2.2. Говорение.
Диалогическая форма речи. Диалог этикетного характера (с использованием
речевых ситуаций): приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с
собеседником.

Поздравление

с

праздником.

Выражение

благодарности

за

поздравление. Извинение. Диалог-расспрос: умение понимать простые вопросы,
кратко отвечать на них, самим задавать простые вопросы. Диалог-побуждение к
действию: обращение к собеседнику с просьбой, приглашение собеседника к
совместной деятельности.

Монологическая
высказываний

по

форма

речи.

предложенной

Составление

теме

или

кратких

рисункам.

монологических

Создание

устных

монологических высказываний в рамках тематического содержания речи по образцу.
Составление описания. Овладение активным словарем (не менее 550 лексических
единиц).
Воспроизведение наизусть небольших произведений детского фольклора и
литературных произведений.
87.8.2.3. Чтение.
Осмысленное чтение вслух небольших текстов с соблюдением орфоэпических
и

интонационных

норм,

обусловленных

особенностями

чувашской

речи.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя. Умение находить в тексте
нужную информацию и использовать ее.
Работа с текстом: чтение вслух небольшого текста, ответы на вопросы по
содержанию

текста,

деление

текста

на

смысловые

части,

установление

последовательности событий в тексте. Использование двуязычного словаря
учебника. Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.
87.8.2.4. Письмо.
Списывание слов, предложений из текста, кратких текстов в соответствии с
решаемой

учебной

задачей.

Вставка

пропущенных

слов

в

предложение.

Озаглавливание текста с использованием темы или основной мысли. Составление
плана к заданным текстам с помощью учителя. Восстановление деформированного
текста.
Написание коротких сообщений с с использованием образца.
Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения.
87.8.3. Языковые знания и навыки.
Чувашский алфавит.
Основные нормы чувашской орфоэпии.

Сингармонизм.
Несингармонические

Корневой
аффиксы.

и

аффиксальный

сингармонизм.

Аффиксы при несингармонических основах.

Образование новых слов при помощи продуктивных аффиксов.
Парные

слова.

Лексическое

значение

слова.

Синонимы.

Антонимы.

Заимствованные слова.
Корень слова. Аффиксы. Особенности присоединения аффиксов в чувашском
языке.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), их место в простом
предложении. Предложения с однородными членами.
Падежные формы имен существительных в единственном и множественном
числе. Формы принадлежности имен существительных.
Употребление в речи глаголов изъявительного наклонения в настоящем,
прошедшем и будущем временах и глаголов повелительного наклонения в
утвердительной и отрицательной формах. Употребление неспрягаемых форм глагола:
причастий с аффиксами -нă (-нĕ), -ас (-ес), инфинитива с аффиксом -ма (-ме),
деепричастий с аффиксами -са (-се), -сан (-сен).
Личные, указательные, вопросительные местоимения. Словосочетания с
личными местоимениями в форме притяжательного падежа «манăн» («мой»), «санăн»
(«твой»), «унăн» («его», «ее»): «манăн кĕнеке» («моя книга»), «санăн кĕнекÿ» («твоя
книга»).
Употребление в речи прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Образование количественных и порядковых числительных до 1000.
Употребление в речи наиболее употребительных наречий времени и степени.
Союзы «та», «те», «тата» («и»), «анчах» («но»), «мĕншĕн тесен» («потому что»).
Частицы «мар», «ан», «чи», «-и», «-ха».
Междометия «Ай-яй-яй!», «Атя!», «Ну!».
87.9. Содержание обучения в 4 классе.
87.9.1. Тематическое содержание речи.
Паллашар-и? (Давайте познакомимся!). Пирĕн шкул (Наша школа). Пирĕн килйыш (Наша семья). Манăн туссем (Мои друзья). Мана хавхалантаракан ĕçсем (Мои

увлечения). Ĕç çынна илем кӳрет (Труд украшает человека). Ыр кăмăллăх урокĕсем
(Уроки доброты). Ҫын тата ҫут ҫанталăк (Человек и природа). Манăн таврари тĕнче
(Окружающий мир). Çулталăк вăхăчĕсем (Времена года). Чăваш ен – çуралнă
çĕршывăм (Чувашская Республика – моя малая Родина»). Тăван çĕршыв. Çулçӳрев
(«Моя Родина. Путешествия»). Халăх пултарулăхĕ (Устное народное творчество).
87.9.2. Речевые умения.
87.9.2.1. Аудирование.
Понимание на слух речи учителя и других обучающихся в процессе общения
на уроке. Восприятие на слух небольших учебных текстов и сообщений, построенных
на изученном языковом материале, с пониманием основной мысли звучащей речи и
запрашиваемой

информации

фактического

характера.

Определение

последовательности событий в тексте. Осознание цели речевого высказывания.
Выделение основной и второстепенной информации.
87.9.2.2. Говорение.
Диалогическая форма речи. Элементарный этикетный диалог: начало и
завершение разговора (в том числе по телефону), прощание. Знакомство с
собеседником.

Поздравление

с

праздником,

выражение

благодарности

за

поздравление. Выражение извинения. Диалог-расспрос: умение задавать простые
вопросы, высказываться в ситуациях повседневного общения.
Монологическая

форма

речи.

Составление

высказываний по предложенной теме

кратких

или рисункам,

монологических

моделям, образцам.

Составление описания. Овладение активным словарем (не менее 700 лексических
единиц).
Составление рассказа, информационного сообщения. Пересказ основного
содержания прочитанного текста с использованием ключевых слов, вопросов, плана
и (или) иллюстраций.
Устная защита проектного задания.
87.9.2.3. Чтение.
Осмысленное чтение вслух небольших текстов с соблюдением орфоэпических
и

интонационных

норм,

обусловленных

особенностями

чувашской

речи.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя. Умение находить в тексте
необходимую информацию и использовать её.
Работа с текстом: ответы на вопросы по содержанию текста, деление текста на
смысловые

части,

чтение

вслух

небольшого

текста,

установление

последовательности событий в тексте. Изложение содержания прочитанного
(услышанного)

текста.

Использование

двуязычного

словаря

учебника.

Прогнозирование содержания текста для чтения на основе заголовка.
87.9.2.4. Письмо.
Списывание слов, кратких текстов, предложений из текста в соответствии с
решаемой

учебной

задачей.

Вставка

пропущенных

слов

в

предложение.

Озаглавливание текста с использованием темы или основной мысли. Составление
плана текста.
Написание коротких сообщений с использованием образца. Изложение
коротких текстов по памяти.
Правильная расстановка знаков препинания в конце предложения: точки,
вопросительного и восклицательного знаков.
87.9.3. Языковые знания и навыки.
Слог. Ударение. Парные слова. Лексическое значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Распознавание в устной и письменной речи заимствованных слов из русского
языка с помощью языковой догадки.
Нормы произношения чувашских звуков и слов. Сингармонизм. Корневой и
аффиксальный сингармонизм. Несингармонические аффиксы. Аффиксы при
несингармонических основах.
Ритмико-интонационные особенности вопросительного, повествовательного,
побудительного, восклицательного предложений.
Корень слова. Аффиксы. Особенности присоединения аффиксов в чувашском
языке.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Простые распространённые предложения. Сложные предложения с союзами
«мĕншĕн тесен» («потому что»), «анчах» («но»).
Употребление в речи имен существительных в единственном и множественном
числе в разных падежных формах и в категории принадлежности.
Употребление

в

речи

изученных

форм

глаголов

изъявительного

и

повелительного наклонений, инфинитива, причастия и деепричастия. Особенности
использования форм глаголов, употребляющихся в речи для обозначения действий в
будущем и прошедшем времени.
Употребление в речи личных, указательных, вопросительных, отрицательных
(«никам («никто»), «нимĕн» («ничто»), лично-возвратных («хам» («сам», «сама»),
«хамăр» («сами»), неопределенных («такам» («некто»), «темĕн» («нечто»), «темĕнле»
(«какой-то»), «тахăшĕ» («кто-то»), «темиçе» («несколько») местоимений.
Употребление в речи прилагательных в роли сказуемого.
Употребление в речи количественных (до 1000) и порядковых числительных.
Употребление в речи наиболее распространённых наречий времени и степени,
изученных послелогов и падежных форм существительных, употребляющихся в речи
в роли послелогов, союзов, частиц и междометий. Изучение наречий образа действия,
меры и причины.

Планируемые результаты освоения программы по родному (чувашскому)
языку на уровне начального общего образования.
87.10.1. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение родного (чувашского) языка, являющегося частью истории и культуры
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (чувашского) языка в Российской Федерации и в
субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе
при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными
текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через
примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (чувашского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (чувашского) языка).
87.10.2. В результате изучения родного (чувашского) языка на уровне
начального

общего

познавательные

образования

универсальные

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
87.10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядля
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые единицы и явления родного (чувашского) языка с языковыми явлениями
русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
87.10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
87.10.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

с

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем.
87.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

87.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
87.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых

и

орфографических ошибок.
87.10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия
по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
87.10.3. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К
концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном
общении, вербально (строить диалог или монолог) и невербально (при помощи
жестов и действий) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших
сообщений, построенных на изученном языковом материале;

вести элементарный этикетный диалог (приветствовать, знакомиться со
сверстниками, взрослыми), вести диалог-расспрос (задавать простые вопросы:
«кам?», «камсем?» («кто?»), «мĕн?», «мĕнсем?» («что?»);
различать понятия звук и буква, соотносить звуковой образ чувашского слова с
его графическим оформлением, различать на слух и правильно произносить все звуки
чувашского языка, соблюдая орфоэпические нормы;
характеризовать звуки чувашского языка (согласные твердые и мягкие,
согласные сонорные и шумные), находить в тексте слова с заданным звуком;
находить заимствованные из русского языка согласные звуки, устанавливать
количество и последовательность звуков в слове;
читать вслух изученные слова, словосочетания, предложения, небольшие
учебные тексты, построенные на изученном языковом материале с соблюдением
правил произношения и интонирования;
владеть правилами позиционного чтения (разное произношение одной и той же
буквы в разных буквосочетаниях);
воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы Ă, ă, Ĕ, ĕ, Ӳ,
ӳ, Ç, ç;
списывать слова, предложения, в том числе используя прописную букву в
начале предложения и в именах собственных;
вставлять в изученные слова пропущенные буквы, составлять из данных букв
слово, составлять из данных слов предложение, восстанавливать слова, предложения;
обозначать при письме полузвонкие согласные звуки;
употреблять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знаки);
различать грамматические формы одного и того же слова;
узнавать в письменном и устном текстах изученные слова и словосочетания,
воспроизводить и употреблять их в речи;
определять значение слова по контексту или с помощью словаря в учебном
пособии;
пользоваться чувашским алфавитом в работе со словарем учебного пособия;

различать имена существительные, отвечающие на вопросы «кам?», «камсем?»
(«кто?»), «мĕн?», «мĕнсем?» («что?»), глаголы, отвечающие на вопросы «мĕн
тăвать?» («что делает?»), «мĕн тăваççĕ?» («что делают?»), «мĕн тăватăп?» («что
делаю?»), «мĕн тăватпăр?» («что делаем?»), «мĕн тăватăн?» («что делаешь?»), «мĕн
тăватăр?» («что делаете?»), имена прилагательные, отвечающие на вопросы «мĕнле?»
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), «мĕн тĕслĕ?» («какого цвета?»), имена
числительные, отвечающие на вопросы «миçе?» («сколько?»), «миçемĕш?»
(«который?»);
различать полные и краткие формы количественных числительных («иккĕ»
(«два»), «икĕ кушак» («две кошки»), личные местоимения «эпĕ» («я»), «эсĕ» («ты»),
«вăл» («он», «она», «оно»), «эпир» («мы»), «эсир» («вы»), «вĕсем» («они»), личные
местоимения «эпĕ», «эсĕ» в форме притяжательного падежа («манăн» («мой», «моя»,
«мое»), «санăн» («твой», «твоя», «твое»), указательное местоимение «ку» («этот»,
«эта», «это»), наречия, отвечающие на вопрос «хăçан» («когда?»), падежные формы
имен существительных, употребляющиеся в роли послелогов, «айĕнче» («под»),
«хушшинче» («между»), «çинче» («на»), «çинчен» («с», «со», «про»), «умĕнче»
(«перед», «у»);
различать

слово,

словосочетание,

предложение,

определять

границы

предложений.
87.10.4. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К
концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать на слух речь учителя и других обучающихся при непосредственном
общении, вербально и невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших
сообщений, построенных на изученном языковом материале;
вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и
диалог-побуждение к действию, соблюдая нормы речевого этикета;
составлять

монологические

высказывания

на

темы,

предусмотренные

программой (рассказывать о себе, семье, друзьях), описывать животное, предмет;

различать и характеризовать гласные и согласные звуки, находить в тексте
слова с заданным звуком, устанавливать количество и последовательность звуков в
слове, сравнивать звуки чувашского и русского языков;
членить слова на слоги, определять количество слогов в слове, соблюдать
правильное ударение в изолированном слове;
называть последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на
знакомом языковом материале, содержащих небольшое количество новых слов,
читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
владеть техникой письма, списывать слова, предложения, тексты, выписывать
из текста слова, словосочетания, предложения, делать подписи к картинкам с
пояснением, что на них изображено;
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы
чувашского алфавита;
применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова
чувашского языка;
применять правила правописания (в объёме содержания курса), определять
написание слов по словарю учебника или орфографическому словарю;
применять

изученные

правила

пунктуации,

находить

и

исправлять

пунктуационные ошибки в собственном и предложенном текстах;
выделять в словах корень и аффиксы, сравнивать слова, связанные
отношениями производности, объяснять, какое слово от какого слова образовано,
находить и использовать нужный словообразовательный аффикс;
различать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске,
правильно интонировать повествовательные, побудительные, вопросительные,
восклицательные и невосклицательные предложения;
использовать в речи этикетные клише;

классифицировать слова по тематическому принципу, находить синонимы и
антонимы, оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать
двуязычные словари для определения значений слов;
распознавать в тексте и употреблять в речевой практике изученные части речи:
существительные в единственном и множественном числе, падежные формы
существительных, глаголы изъявительного наклонения в настоящем, прошедшем и
будущем

времени,

личные

формы

глаголов

повелительного

наклонения,

неспрягаемые формы глагола: причастия с аффиксами -нă (-нĕ), -ас (-ес), форму
инфинитива с аффиксом -ма (-ме), деепричастия с аффиксами -са (-се), -сан (-сен),
личные,

указательные,

вопросительные

местоимения,

прилагательные

в

сравнительной и превосходной степени, количественные и порядковые числительные
до 100, наиболее употребительные наречия времени и степени;
характеризовать особенности сочетания имен прилагательных с именами
существительными в чувашском языке;
использовать

в

речи

падежные

формы

имен

существительных,

употребляющиеся в роли послелогов: «айĕнче» («под»), «хушшинче» («между»),
«çинче» («на»), «çинчен» («с», «со», «про»), послелог «валли»;
употреблять в речи предложения, различные по цели высказывания и
интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
находить главные члены предложения по вопросам.
87.10.5. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К
концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотекст и понимать основное содержание небольших
сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном языковом материале;
определять последовательность событий в услышанном и (или) прочитанном
тексте, выделять главную и второстепенную информацию, определять цель речевого
высказывания;
вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и
диалог-побуждение к действию (обращение к собеседнику с просьбой, приглашение

собеседника к совместной деятельности), соблюдая нормы речевого этикета,
оперировать в процессе общения активной лексикой;
составлять

монологические

высказывания

на

темы,

предусмотренные

программой (рассказывать о своей школе, семье, любимой еде, хобби), описывать
человека, животное, предмет, картинку;
читать наизусть небольшие произведения детского фольклора и литературные
произведения, а также другие небольшие тексты, построенные на изученном
языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на
знакомом языковом материале, содержащих некоторые новые слова, находить в них
нужную информацию, отвечать на вопросы по содержанию;
делить текст на смысловые части, устанавливать последовательность событий
в тексте, пересказывать содержание прочитанного текста с использованием
ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, прогнозировать содержание
текста для чтения на основе заголовка;
списывать слова, предложения из текстов в соответствии с решаемой учебной
задачей, списывать текст, вставлять в предложения пропущенные слова;
составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст с
использованием темы или основной мысли, составлять план к заданным текстам с
помощью учителя, составлять с использованием образца короткие поздравления к
праздникам;
применять изученные правила орфографии и пунктуации (в объёме содержания
курса),

определять

написание

слов

по

словарю

учебного

пособия

или

орфографическому словарю, находить и исправлять пунктуационные ошибки в
собственном и предложенном текстах;
выделять в словах корень и аффиксы, сравнивать слова, связанные
отношениями

производности,

объяснять

изученные

принципы

словообразования, находить словообразовательные аффиксы;

чувашского

правильно употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости,
классифицировать слова по тематическому принципу, подбирать синонимы и
антонимы к заданным словам;
распознавать в тексте и употреблять изученные части речи: падежные формы
имен

существительных

в

единственном

и

множественном

числе,

формы

принадлежности имен существительных, глаголы изъявительного наклонения в
настоящем, прошедшем и будущем времени, глаголы повелительного наклонения в
утвердительной и отрицательной формах, неспрягаемые формы глагола: причастия с
аффиксами -нă (-нĕ), -ас (-ес), инфинитив с аффиксом -ма (-ме), деепричастия с
аффиксами -са (-се), -сан (-сен);
образовывать количественные и порядковые числительные до 1000;
употреблять в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени,
наиболее употребительные наречия времени и степени, союзы «та», «те», «тата»
(«и»), «анчах» («но»), «мĕншĕн тесен» («потому что»), частицы, междометия;
находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) по вопросам,
определять их место в простом предложении;
находить в тексте предложения с однородными членами.
87.10.6. Предметные результаты изучения родного (чувашского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
составлять
программой

монологические

(рассказывать

о

высказывания
своих

на

увлечениях,

темы,
семье,

предусмотренные
малой

родине,

достопримечательностях края), составлять описательные тексты, использовать
средства выразительности речи;
презентовать результаты выполненного небольшого проектного задания;
читать вслух и про себя небольшие тексты, построенные на изученном
языковом материале, с соблюдением правил произношения и интонирования;
находить в тексте нужную информацию, отвечать на вопросы по содержанию
текста, делить текст на смысловые части, устанавливать последовательность событий
в тексте, кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста;

составлять план к заданным текстам с помощью учителя, выписывать из текста
слова, словосочетания, предложения, озаглавливать текст с использованием темы или
основной мысли;
выполнять тестовые задания;
писать с использованием образца короткие сообщения;
применять правила орфографии и пунктуации (в объёме содержания курса),
определять написание неизученных слов по словарю учебного пособия или
орфографическому словарю;
выделять морфемы в словах, объяснять способы образования слов;
находить в тексте слова с заданным звуком, устанавливать количество и
последовательность звуков в слове, различать на слух ударные и безударные гласные,
сравнивать звуки чувашского и русского языков;
делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, правильно
переносить слова;
распознавать в устной и письменной речи заимствованные слова из русского и
иных языков с помощью языковой догадки;
использовать словари для определения значений слов;
распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи:
существительные в единственном и множественном числе в разных падежных
формах и в категории принадлежности, глаголы изъявительного и повелительного
наклонений, инфинитивы, причастия и деепричастия, местоимения: личные,
указательные, вопросительные, отрицательные («никам» («никто»), «нимĕн»
(«ничто»),

лично-возвратные

(«хам»

(«сам»,

«сама»),

«хамăр»

(«сами»),

неопределенные («такам» («некто»), «темĕн» («нечто»), «темĕнле» («какой-то»),
«тахăшĕ» («кто-то»), «темиçе» («несколько»), прилагательные в роли сказуемого в
сравнительной и превосходной степени, количественные (до 1000) и порядковые
числительные, полные и краткие формы количественных числительных, наиболее
употребительные наречия времени, степени, образа действия, меры и причины,
послелоги, союзы, междометия;

объяснять особенности использования форм глаголов, употребляющихся в речи
для обозначения действий в будущем и прошедшем времени;
различать главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
по вопросу.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

Тематический план по родному языку для 1 класса.
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Слово. Слова отвечающие на вопросы
кто? и что?

Кол-во
часов
2

Слог. Ударение

2
3

Слова обозначающие предметы

3
8

4

Гласные и согласные звуки

6

5

Слова обозначающие
действие предмета

признак

и

5

Предложение

9

6
Итого

33

Тематический план по родному языку для 2 класса
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Повторение изученного

Кол-во часов
9

Озвончение и оглушение согласных звуков

10

Изменение по числам слов обозначающих
действие

7

Послелоги

8

Итого

34

4

Тематический план по родному языку для 3 класса.
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Предложение
Послелоги
Спряжение глаголов
Сравнительная степень прилагательных
Итого

Кол-во
часов
7
12
9
6
34

Тематический план родному языку для 4 класса.
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Повторение
Прилагательные
Падежи
Словообразующие аффиксы
Итого

Кол-во
часов
10
6
6
12

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».