АОП ООО для обучающихся с НОДА 6.1

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МОБУ ООШ с. Мраково Протокол
№ 1 от 28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МОБУ ООШ с. Мраково
от 28.08.2023г. № 101
Директор
школы____________
С.Л. Романов

Рассмотрено
Советом школы
Протокол от 28.08.2023 № 3

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
учащихся с НОДА (вариант 6.1)

Мраково 2023



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АОП НОО
1. Пояснительная записка
Адаптированная
образовательная
программа
(далее
–
АОП)
основногообщего образования (далее - ООО) учащихся с нарушениями опорно двигательного
аппарата
(вариант
6.1)
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
МОБУ ООШ с. Мраково -это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА), учитывающая особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Она определяет
содержание и организацию образовательной деятельности учащихся с НОДА с
учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
АОП ООО (вариант 6.1) МОБУ ООШ с. Мраково разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,

Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;

Федеральной адаптированной образовательной программой основного
общего образования, утвержденной приказом министерства просвещения РФ от
24.11.2022 №1023;

СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28)

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2)

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для учащихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи",
Уставом МОБУ ООШ с. Мраково
Вариант 6.1. адресован учащимся с НОДА, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим
положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Учащийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его
уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же
2

календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток
(инклюзия) и переводится из класса в класс на тех же основаниях, что и его
здоровые сверстники. Осваивая адаптированную основную образовательную
программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, учащийся с
НОДА имеет право на прохождение текущей и промежуточной аттестации в иных
формах.
Среда и рабочее место учащегося с НОДА специально организовано в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является
систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых
образовательных потребностей.
Цель реализации АООП: обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
учащихся;

духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;

формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и
способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

создание условий для охраны и укрепления физического,
психического здоровья учащихся, формирование ценностей здорового образа
жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

формирование опыта этически и экологически обоснованного
поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к
природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
Помимо реализации общих задач на уровне ООО АООП (вариант 6.1)
предусматривает решение специальных задач:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации в обучении;
определение особых образовательных потребностей детей;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи учащимся с учетом особенностей их психического и
3

(или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной
категории учащихся с ОВЗ;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) указанной категории учащихся с ОВЗ.
Принципы и подходы к формированию АООП для учащихся с НОДА
В основу разработки АООП МОБУ ООШ с. Мраково для учащихся с НОДА
заложены
дифференцированный
и
деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих учащихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной
программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты
АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в
ФГОС НОО учащихся с НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности учащихся с НОДА школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности учащихся, обеспечивающий овладение ими
содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
учащихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
- прочное усвоение учащимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
4

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
учащихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1) программы положены
следующие принципы:
•
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);;
• учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей
учащихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие
личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей учащегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей учащихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания
образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения учащимися с НОДА всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО (вариант 6.1) разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная
по составу группа школьников. Группа учащихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных
и вторичных нарушений развития.
Группа учащихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
5

самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное
интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
К общим образовательным потребностям разных категорий учащихся с
ОВЗ относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям учащегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
с педагогами и соучениками;
психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру
потребности, свойственные всем учащимся с НОДА:

обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;

необходимо использование специальных методов, приемов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребенка;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы учащихся обучение в общеобразовательной школе
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
6



специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в
сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает
необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
АООП ООО (вариант 6.1) для учащихся с НОДА предусматривает
различные варианты специального сопровождения учащихся данной категории:

обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО учащихся с
НОДА (вариант 6.1);

обучение по индивидуальным программам с использованием
надомной и (или) дистанционной формы обучения;
организация
коррекционно-развивающих занятий
педагогами,
специалистами сопровождения МОБУ ООШ с. Мраково.
Нормативный срок освоения АООП составляет 5 лет. Для учащихся с
НОДА нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
учащихся (в соответствии с рекомендациями городской психолого – медико –
педагогической комиссии).
2. Планируемые результаты освоения учащимися АООП ОО

Общая характеристика и структура планируемых результатов освоения
АООП ООО (вариант 6.1) учащихся с НОДА (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП ООО МОБУ ООШ с. Мраково. Планируемые результаты
освоения АООП ООО (вариант 6.1) дополняются результатами освоения
программы коррекционной работы (курсов коррекционно – развивающей
области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны соответствовать требованиям:
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в
разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное
рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители
традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание ребенком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
7

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для
принятия решения в области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них,
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения
брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться
в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные
школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя
ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении.
- Стремление ребенка активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение
планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение
контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение
обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности
и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная
возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка,
способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
8

4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция социально-психологических
проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в
освоении АООП ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в
разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому учащемуся с НОДА в соответствии
с его потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО (вариант 6.1), ее
9

разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности
учащихся» соответствуют ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО
(вариант 6.1) по учебным предметам соответствуют ООП ООО Школы.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО
Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов
АООП ООО вариант 6.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО
МОБУ ООШ с. Мраково. Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение
текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с
особенностями учащегося с НОДА), на специальные условия проведения оценки
результатов освоения АОП ООО, что включают:
1) специально организованная среда и рабочее место учащегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
2) при необходимости сопровождение (помощь) учащегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
3) ассистивные средства и технологии;
4) увеличение времени на выполнение заданий;
5) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
6) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП ООО (вариант 6.1) предусматривает оценку достижения
учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной
работы,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей учащихся, успешность в развитии различных
видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой
оценку достижения учащимся Планируемых результатов программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Оценка
достижения учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в
достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку
динамики индивидуальных достижений учащихся. Объектом оценки результатов
программы коррекционной работы служит успешность достижений ребенка в
сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения
ребенка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим
направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

10


способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО
МОБУ ООШ с. Мраково, используется метод экспертной оценки (заключения
специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума) на
основе мнений группы специалистов школьного ПМПК, работающих с ребенком.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов,
внеурочной деятельности соответствуют ООП ООО МОБУ ООШ с. Мраково.
2. Программа формирования универсальных учебных действий АООПООО
учащихся с НОДА соответствует ООП ООО МОБУ ООШ с. Мраково.
3. Федеральная рабочая программа воспитания соответствует ОП ООО
МОБУ ООШ с. Мраково

4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО (вариант 6.1)
учащимися с НОДА.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех
учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе на уровне начального образования обучается 1 ребенок с
нарушением функции опорно-двигательного аппарата (НОДА), имеющий
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Ребенок передвигается
без ортопедических средств, с помощью ассистента (помощника). Ребенок
испытывает трудности при письме. Достаточное интеллектуальное развитие у
таких детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость
проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и
практических вопросах жизни.
11

Целью программы коррекционной работы является комплексное
психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП
ООО (вариант 6.1) на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего
учитывать особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ (НОДА), в том
числе детей – инвалидов.
Задачи программы:
Задачи
Комплекс мероприятий
Ожидаемый
результат
1.Своевременное выявление
детей
с
трудностями
адаптации, обусловленными
ограниченными
возможностями здоровья

1. Диагностический минимум:
1.1.
диагностика
речевых
нарушений школьников (сбор
информации
об
основных
компонентах речи);
1.2. степень сформированности
познавательных процессов:
 память
 мышление
 внимание, работоспособность;
1.3. степень сформированности
эмоционально
–
личностной
сферы:
 комфортность
 самооценка
 взаимоотношения в семье
 мотивация
 статус в коллективе;
1.4.
изучение
социальной
ситуации развития и условий
семейного воспитания ребенка.
2. Комплексный сбор сведений о
ребенке
на
основании
диагностического минимума
2.
Определение
особых 1. Социальное партнерство:
образовательных
 городская ПМПК;
потребностей
детей
с
 центральная
детская
ограниченными
поликлиника
возможностями
здоровья, 2. Определение ЗБР ребенка и
детей - инвалидов
выявление
его
резервных
возможностей через школьный
консилиум.
3. Заполнение индивидуального
маршрута развития ребенка с
учетом:
 структуры
речевого
дефекта;
 степени
сформированности
познавательных
процессов;

1. Формирование групп на
основе оценки контингента
учащихся для определения
специфики
и
образовательных
потребностей.
2. Включение родителей в
процесс
и
(или)
направление
коррекционной работы.
3. Сведения о степени
сформированности: уровня
речевого
развитяи,
познавательных процессов,
эмоцианально
–
личностной сферы.

1.Индивидуальная
развития ребенка

карта

12


3.Определение особенностей
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой
категории
детей
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
каждого
ребёнка,
структурой
нарушения
развития
и
степенью его выраженности

4.Создание
условий,
способствующих освоению
детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
основной
образовательной
программы
начального
общего образования и их
интеграции
в
образовательном учреждении

5.Осуществление
индивидуально
ориентированной психологомедико-педагогической

личностного развития.

1. Выбор:
 коррекционных
программ,
методик, приемов;
 комфортного
режима
обучения;
 форм
обучения
(очная,
дистанционная, семейная)
2. Определение роли по
взаимодействию УОП, в том
числе с внешними ресурсами
различных институтов общества:
 Управление
соц.
защиты
населения
 Отдел опеки и попечительства
1.
Отбор
кадрового
потенциала по критериям:
 уровень квалификации;
 образование;
 наличие объема знаний по
работе с детьми с ОВЗ;
 опыт работы.
2.
Разработка
системы
методического
обучения,
используя внутренние школьные
резервы
и
возможности
социального партнерства.
3. Просветительная деятельность
(лекции, беседы, круглые столы,
методический
калейдоскоп,
тематические выступления).
4.
Формирование
УМК
(программ, учебников, учебных
пособий, в том числе цифровых
ресурсов и информационных
фондов).
5. Наличие сетевых ресурсов.
6.Обеспечение
здоровьесберегающих условий
7.
Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,
спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях).
8. Обеспеченность материально –
технической базы.
Занятия
специалистов
в
соответствии с:
 рекомендациями
ИПР
ребенка – инвалида

1. Режим обучения, в том

числе
коррекционных,
релаксационных
и
здоровьесберегающих
занятий.
2. Форма обучения (очная,
дистанционная, на дому)
3. Набор эффективных
методик
и
приемов
обучения детей: учитель –
ученик профессиональное
взаимодействие
специалистов
1.Кадровое обеспечение.
2.Система (постоянно
действующего) семинара и
(или) консилиума.
3.Программно –
методическое обеспечение.
4.Информационное
обеспечение.
5. Здоровьесберегающий
режим.
6.Материально –
техническое обеспечение.
7.Введение в содержание
обучения специальных
разделов (колонка по
коррекции в КТП)
8. Наличие программ
коррекционно –
развивающих занятий
работы у учителей

1. Таблица «Динамика
индивидуальных
достижений, обучающихся
с ОВЗ» (индивидуальная
13

помощи
детям
с
ограниченными
возможностями здоровья с
учётом
особенностей
психического
и
(или)
физического
развития,
индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями ПМПК)
6. Разработка и реализация
индивидуальных
учебных
планов,
организация
индивидуальных и
(или)
групповых занятий для детей
с выраженным нарушением в
физическом и (или)
психическом развитии
7.Обеспечение возможности
обучения и воспитания по
дополнительным
образовательным программам
и получения дополнительных
образовательных
коррекционных услуг
8.Реализация
системы
мероприятий по социальной
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья

9.Оказание консультативной
и
методической помощи
родителям
(законным
представителям)
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья по
медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам




рекомендациями
Школьного консилиума
результатами
диагностического
минимума

карта развития ребенка)

1. Корректировка ИУП с учетом
индивидуальных
особенностей
ребенка (групп)
2. Введение в содержание
обучения специальных разделов
по коррекции

1.Программа
коррекционной
работы
2.Учебный план
3. Рабочие программы
4.Программы
коррекционно–
развивающих занятий

1. Включение в расписание
коррекционных
занятий
со
специалистами
2.
Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,
спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях)
Реабилитация:
 Социально – средовая
 Социально – педагогическая
 Социально – культурная
 Социально – бытовая
 Включение
в
расписание
коррекционных занятий
1. Выработка
совместных
мероприятий специалистами по
основным направлениям работы с
детьми с ОВЗ
2. Консультативная помощь по
вопросам
выбора
стратегии
воспитания
и
приемов
коррекционного обучения
3. Беседы,
круглые
столы,
тематические
выступления,
родительские
собрания
для
родителей
4. Сотрудничество с родительской
общественностью
5. Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,

1. Режим дня
2. Расписание

1. Уровень
навыков
бытовой деятельности
2. Социально – средовой
статус
3. Самообслуживание

1. Пакет рекомендаций

14

спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях)

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой
и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).

Принцип взаимодействия с социальными партнерами.

Принцип создания ситуации успеха.
Направления коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на уровне основного общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;
15

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
- специальная поддержка освоения основной образовательной программы
Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.

Экспертная работа

Профилактическая работа.
По каждому направлению коррекционной работы определяются требования
к результатам развития жизненной компетенции
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по
направлению «Развитие адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях»
Направления коррекционной работы
Требования к результатам
Развитие
у
ребёнка
адекватных
представлений о собственных возможностях
и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в
школе, представлений о своих нуждах и
правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации.
Умение пользоваться личными адаптивными и
ассистивными средствами в разных ситуациях
(очки, специальное кресло, индивидуально
адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера,
заменители традиционной мышки, памперсы и
др.) Понимание ребёнком того, что
пожаловаться и попросить о помощи при
проблемах в жизнеобеспечении – это
нормально, необходимо, не стыдно, не
унизительно. Умение адекватно выбрать
16

взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему, иметь
достаточный запас фраз и определений (мне
нужна помощь в туалете, замене памперса;
терпеть нет сил; у меня болит …; извините, эту
прививку мне делать нельзя; извините, сладкие
фрукты мне нельзя; у меня аллергия на …)
Умение выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей, и объяснять учителю
(работнику школы) необходимость связаться с
семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения Умение обратиться к
взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о
специальной помощи (Можно я пересяду? Мне
не видно. / Я не разбираю этого шрифта. / Мне
необходимо больше времени для выполнения
этого задания. / Мне нужна помощь при
черчении и т. д.)

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по
направлению «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни»
Направления коррекционной работы
Требования к результатам
Формирование
активной
позиции Прогресс в самостоятельности и
ребёнка и укрепление веры в свои силы независимости в быту
в
овладении
навыками
самообслуживания: дома и в школе,
стремления к самостоятельности и
независимости в быту и помощи другим
людям в быту
Освоение правил устройства домашней Представления
об
устройстве
жизни, разнообразия повседневных домашней жизни. Умение включаться в
бытовых дел (покупка продуктов, разнообразные повседневные дела,
приготовление еды, покупка, стирка, принимать
посильное
участие,
глажка, чистка и ремонт одежды, адекватная оценка своих возможностей
поддержание чистоты в доме, создание для
выполнения
определенных
тепла и уюта и т. д.), понимание обязанностей в каких-то областях
предназначения окружающих в быту домашней жизни. Сформированность
предметов и вещей. Формирование умения брать на себя ответственность в
понимания того, что в разных семьях этой деятельности
домашняя жизнь может быть устроена
по-разному
Ориентировка в устройстве школьной Представления об устройстве школьной
жизни, участие в повседневной жизни жизни. Умение ориентироваться в
класса, принятие на себя обязанностей пространстве школы и попросить о
наряду с другими детьми
помощи
в
случае
затруднений,
ориентироваться в расписании занятий.
17

Умение включаться в разнообразные
повседневные
школьные
дела,
принимать посильное участие, брать на
себя ответственность. Прогресс ребёнка
в этом направлении
Формирование
стремления
и Стремление и активность ребёнка
потребности участвовать в устройстве участвовать в подготовке и проведении
праздника,
понимания
значения праздника,
прогресс
в
этом
праздника дома и в школе, стремления направлении
порадовать близких, понимание того,
что праздники бывают разными
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по
направлению «Овладение навыками коммуникации»
Направления коррекционной
работы
Формирование знания правил
коммуникации
и
умения
использовать их в актуальных
для
ребёнка
житейских
ситуациях

Требования к результатам

Умение решать актуальные житейские задачи,
используя
коммуникацию
как
средство
достижения цели (вербальную, невербальную)
Умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор Умение
корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать
и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих
чувств
Расширение и обогащение Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок
опыта коммуникации ребёнка может использовать коммуникацию как средство
в
ближнем
и
дальнем достижения цели
окружении
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по
направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»
Направления
коррекционной Требования к результатам
работы
Расширение и обогащение опыта Адекватность бытового поведения ребёнка
реального взаимодействия ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и
сбытовым
окружением,
миром для себя, и для окружающих; сохранности
природных явлений и вещей, окружающей предметной и природной
формирование
адекватного среды. Использование приспособлений для
представления об опасности и использования вещей в соответствии с их
безопасности
функциями,
принятым
порядком
и
характером
наличной
ситуации.
18

Формирование
целостной
и
подробной
картины
мира,
упорядоченной во времени и
пространстве, адекватно возрасту
ребёнка. Формирование умения
ребёнка устанавливать связь между
ходом
собственной
жизни
и
природным порядком

Формирование внимания и интереса
ребёнка к новизне и изменчивости
окружающего, к их изучению,
понимания значения собственной
активности во взаимодействии со
средой

Развитие
способности
ребёнка
взаимодействовать
с
другими
людьми, осмыслять и присваивать
чужой опыт и делиться своим
опытом, используя вербальные и
невербальные возможности (игра,
чтение, рисунок как коммуникация
и др.)

Расширение и накопление знакомых и
разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка,
речки, городских и загородных
достопримечательностей и др.
Умение ребёнка накапливать личные
впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира, упорядочивать их во
времени
и
пространстве.
Умение
устанавливать
взаимосвязь
порядка
природного и уклада собственной жизни в
семье и в школе, вести себя в быту
сообразно этому пониманию (помыть
грязные сапоги, принять душ после
прогулки на велосипеде в жаркий летний
день, и т.д.). Умение устанавливать
взаимосвязь порядка общественного и
уклада собственной жизни в семье и в
школе, соответствовать этому порядку
Развитие у ребёнка любознательности,
наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в
совместную
со
взрослым
исследовательскую деятельность. Развитие
активности во взаимодействии с миром,
понимание собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при
помощи экскурсий и путешествий
Умение передать свои впечатления,
соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком. Умение
принимать и включать в свой личный опыт
жизненный опыт других людей. Умение
делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими
людьми

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по
направлению «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»
Направления коррекционной работы
Требования к результатам
Формирование
представлений
о Знание правил поведения в разных
правилах
поведения
в
разных социальных ситуациях с людьми разного
социальных ситуациях и с людьми статуса: с близкими в семье; с учителями
разного социального статуса, со и учениками в школе; с незнакомыми
19

взрослыми разного возраста и детьми
(старшими, младшими, сверстниками),
со знакомыми и незнакомыми людьми
Освоение
необходимых
ребёнку
социальных ритуалов

людьми в транспорте, в парикмахерской,
в театре, в кино, в магазине, в очереди и
т.д.
Умение
адекватно
использовать
принятые
в
окружении
ребёнка
социальные ритуалы, умение вступить в
контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным
статусом собеседника, умение корректно
привлечь к себе внимание, отстраниться
от нежелательного контакта, выразить
свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и др
Расширение и обогащение опыта Расширение
круга
освоенных
социального взаимодействия ребёнка в социальных контактов, в том числе и
ближнем и дальнем окружении
сетевых
Эти требования к результатам конкретизируются применительно к каждому
обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
Характеристика содержания Программы.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
учащихся с НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях школы. Диагностическая работа включает:

раннюю (с первых дней пребывания учащегося в школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений об учащемся на основании
диагностической информации от специалистов МОБУ ООШ с. Мраково

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
учащегося указанной категории учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей учащихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребенка;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике
нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению
20

программы по всем предметным областям, способствует формированию
универсальных учебных действий у указанной категории учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
(личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик,
методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;

организацию
и
проведение
педагогами
и
специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых
для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно
расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
учащегося в динамике образовательного процесса, направленное
на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию их поведения;

социальную защиту учащихся с ограниченными возможностями
здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей
по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.
Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного
процесса;

консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально - ориентированных методов и приемов работы с учащимися;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории учащихся, со всеми
участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
21

участникам образовательного процесса – учащимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента учащихся для учета особенностей
развития детей, определение специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической
и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной
деятельности коррекционно - развивающей направленности, а также процесса
специального сопровождения детей указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных
программ особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный
процесс и процесс сопровождения детей указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм
обучения, методов и приемов работы.
Основные требования к условиям реализации программы:
 психолого-педагогическое обеспечение;
 программно-методическое обеспечение;
 кадровое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных
нагрузок,
вариативные
формы
получения
образования
и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных
особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
22

информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов,
средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики
нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на учащегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся,
соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм);

обеспечение участия учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются:

коррекционно-развивающие
программы,
диагностический
и
коррекционно - развивающий инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя,
Кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональной подготовку. Уровень квалификации
работников образовательного учреждения соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации
образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения
развития, обусловливает необходимость специальной подготовки работников
школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников школы,
занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.

23

Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое
обеспечение
заключается
в
создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа
детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и
помещения школы, организацию их пребывания, обучения в школе, также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
школы:
 наличие зала для занятий физкультурой (1)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим
фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по
всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио- и видеоматериалов.
Механизмы реализации программы
 взаимодействие
специалистов
образовательного
учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП;
 социальное партнёрство;
 психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ДЦП
Взаимодействие
специалистов
образовательного
учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП специалистами
различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие
включает:
 комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении
ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
 многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции
отдельных
сторон
учебно-познавательной,
речевой,
эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

24

Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
 сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения
детей с ограниченными
возможностями здоровья;
 взаимодействие со специалистами ПМПК;
 сотрудничество с родительской общественностью.
Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия
специалистов. Персональный состав школьного ПМПК ежегодно утверждается
приказом директора школы.
Планируемые результаты программы коррекционной работы:
1. Положительная динамика в освоении учащимися базового уровня
содержания образования – достижение личностных,
метапредметных,
предметных результатов АООП ООО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития (уровень жизненной компетенции учащегося с НОДА).
3. Социальная адаптация учащихся.
Планируемые
результаты
программы
коррекционной
работы
конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП
ООО вынесены в Приложение 1.

25

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО вариант 6.1 (обязательные предметные
области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП ООО
школы.
2. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ОП ООО школы.
3. Календарный учебный план воспитательной работы
Календарный учебный план воспитательной работы соответствует
календарному учебному плану воспитательной работы ОП школы.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО вариант 6.1
(кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО школы.
Для учащихся с НОДА обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область
поддерживает процесс освоения содержания АООП ООО, обеспечивает
коррекцию недостатков в развитии учащихся. Часы, отводимые на коррекционноразвивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность, и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».