Государственный(башкирский) язык

30.

Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан».
30.1. Федеральная
«Государственный
(предметная

рабочая

программа

(башкирский)

область

«Родной

язык

язык

и

по

учебному

Республики
родная

предмету

Башкортостан»

литература»)

(далее

соответственно – программа по государственному (башкирскому) языку,
государственный

(башкирский)

язык,

башкирский

язык)

разработана

для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих башкирским языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по государственному (башкирскому) языку.
30.2. Пояснительная

записка

отражает

общие

цели

изучения

государственного (башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а
также

подходы

к

отбору

содержания,

к определению

планируемых

результатов.
30.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
30.4. Планируемые
государственному

результаты

(башкирскому)

освоения
языку

программы

включают

по

личностные,

метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
30.5. Пояснительная записка.
30.5.1. Программа

по

государственному

(башкирскому)

языку

разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету.
Статус государственного (башкирского) языка в условиях освоения на
уровне основного общего образованияы предусматривает практическое
овладение им как средством общения и как способом духовно-нравственного
развития

и

воспитания

обучающихся.

Овладение

государственным

(башкирским) языком как средством общения обеспечивает способность и
готовность обучающихся к коммуникации в повседневной жизни, к

взаимопониманию и взаимодействию в полиэтническом обществе.
Программа по государственному (башкирскому) языку ориентирована
на развитие функциональной грамотности как интегративного умения читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
30.5.2. В содержании программы по государственному (башкирскому)
языку выделяются следующие содержательные линии: «Я и мой мир»,
«Башкортостан – край родной», «Природа родного края», «Грамматический
материал», «Развитие речи».
30.5.3. Изучение государственного (башкирского) языка направлено на
достижение следующих целей:
формирование у обучающегося коммуникативной компетенции в
основных видах речевой деятельности на башкирском языке;
усвоение знаний о башкирском языке как системе.
30.5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

государственного (башкирского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2
часа в неделю).
30.6. Содержание обучения в 5 классе.
30.6.1. Я и мой мир.
30.6.1.1. Здравствуй, школа!
М. Карим

«Ученику»,

Г. Рамазанов

«Живи,

родной

край!»,

Ф. Губайдуллина «Райфа идёт в школу», Е. Кучеров «Пещера Шульганташ»,
А. Игебаев «До свиданья, лебеди!».
30.6.1.2. Моя школа.
Р. Султангареев «Поэт», С. Алибаев «Хорош», «Нас встречает школа».
30.6.1.3. Мои одноклассники.
«Ученики» (из журнала «Учитель Башкортостана»), Г. Кутуева «День
знаний».

30.6.1.4. Я и моя семья.
Ф. Рахимгулова

«Красивый

и

сильный»,

В. Гудков

«Осенью»,

Р. Искужина «Мои братишки», А. Хабибуллина «Наша семья».
30.6.1.5. О себе.
З. Султанов «Флаг Башкортостана», Ф. Рахимгулова «Наша мама»,
«Наша квартира» (из газеты «Йәншишмә» («Родник»).
30.6.1.6. Человек. Части тела. Личная гигиена.
И. Гумерова «Старательная

девочка», А. Кондратова «Говорим»,

«Умный воробей» (сказка).
30.6.1.7. С Новым годом!
Г. Юнусова «Дед Мороз», Ф. Исянгулов «Звезды-обманщики», К. Даян
«Елочка», З. Биишева «Здоровье», А. Исмагилов «Снег идёт».
30.6.1.8. Наша ёлка.
М. Гали «Наша ёлка», Е. Кучеров «Январь», «Карнавал» (из журнала
«Аманат»).
30.6.1.9. Магазин. Продукты. Одежда. Дом.
Г. Галиева «Хлеб», Ф. Тугузбаева «Новое платье», А. Ягафарова «Мёд»,
Г. Абдулхаева

«Дорога,

которую

прошёл

хлеб»,

Р. Шакур

«Страна

трудолюбивых», Т. Ганиева «Бишбармак», А. Гиталов «Думы о хлебе».
30.6.1.10. 8 марта – Международный женский день.
Ф. Мухамедьянов «Матери», М. Пляцковский «Пускай узнают ветер...».
Ф. Тугузбаева «День рождения», «Люблю я свою страну» (песня).
30.6.1.11. Моя мама.
А. Ихсан «Благодарность матери», А. Ахмедьянова «Наби и старушка»,
З. Ханнанова «Я счастливая...», Г. Юнусова «Долгожданный праздник»,
Ф. Юлдашбаева «Моя бабушка».
30.6.2. Башкортостан – край родной.
30.6.2.1. Знаешь ли ты родной Башкортостан? Мой Башкортостан.
С. Алибаев «Моя Родина», «Башкортостан» (из журнала «Акбузат»),
М. Пришвин

«Будем

Башкортостана».

охранять

природу»,

Ф. Губайдуллина

«Флаг

30.6.2.2. Мы вместе с природой.
Г. Ситдикова «День Республики», Ф. Губайдуллина «Флаг Республики»,
С. Янтурин «Курай», Р. Латипова, Р. Камалова «Салават Юлаев», С. Юлаев
«Мой Урал», «Река Агидель» (из газеты «Вечерняя Уфа»).
30.6.3. Природа родного края.
30.6.3.1. Времена года. Золотая осень.
И. Буракаев «Мы вместе с природой», Г. Скребицкий «Осеньхудожник», Т. Ганиева «Скажи обратное», К. Танрикулов «Четыре девочки»,
К. Ушинский

«Четыре

желания»,

Ф. Рахимгулова

«Откуда

узнал?»,

С. Муллабаев «Странный снег».
30.6.3.2. Осенняя природа.
М. Дильмухаметов «Цветок и бабочка», Л. Толстой «Старик и водяная».
Л. Шагисултанова «В осеннем лесу», С. Алибаев «Прекрасный день».
30.6.3.3. Наступила весна. Весна.
А. Ихсан «Весна», С. Муллабаев «Дедушка», В. Осеева «Старушка»,
Р. Гарипов

«Скворец»,

Ф. Губайдуллина

«Компьютер

мой

друг»,

С. Муллабаев «Весна».
30.6.3.4. Птицы – наши друзья.
Е. Кучеров «Когда прилетают птицы?», Ф. Рахимгулова «День Победы»,
В. Исхаков «Медаль и мальчик», С. Богомазов «Мир нужен всем»,
Н. Надеждина «Первый цветок весны», А. Асадуллина «На субботнике».
30.6.3.5. Встречаем лето. Здравствуй, лето!
С. Алибаев «Здравствуй, лето!», А. Чаныш «Птица и песня», «Воронья
каша», «Сабантуй» (из журнала «Акбузат»).
30.6.3.6. Родная земля.
А. Игебаев «Родная земля», «Утро в лагере» (из журнала «Аманат»).
30.6.4. Грамматический материал.
30.6.4.1. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Звук и буква. Алфавит (повторение).
Система гласных и согласных звуков. Правильное произношение
гласных звуков (повторение). Правильное произношение и правописание

согласных (повторение).
Слог. Виды слогов (повторение).
Ударение. Ударение в башкирском и в русском языках (повторение).
30.6.4.2. Морфемика и словообразование.
Корень и аффикс. Основа слова. Однокоренные слова.
30.6.4.3. Лексикология и фразеология.
Фразеологизмы,

их

значения.

Особенности

употребления

фразеологизмов в речи.
Слова однозначные и многозначные. Антонимы. Синонимы. Омонимы.
30.6.4.4. Морфология.
Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические

признаки

и

синтаксические

функции

имени

прилагательного.
Глагол

как

часть

речи.

Общее

грамматическое

значение,

морфологические признаки и синтаксические функции глагола.
Местоимение. Личные местоимения. Притяжательные местоимения.
Определительные местоимения. Неопределённые местоимения. Указательные
местоимения. Вопросительные местоимения. Отрицательные местоимения.
30.6.5. Развитие речи.
«Курочка Ряба» (русская народная сказка), И. Буракаев «Другие народы
создавали шежере?» (составление шежере).
Картины В. Меоса «Зимние забавы», З. Исмагилова «Родные края»,
Р. Нурмухаметова «После работы».
30.7. Содержание обучения в 6 классе.
30.7.1. Я и мой мир.
30.7.1.1. Наша школа. Мой класс и мои друзья.
Т. Ганиева «Первое сентября», «Будь честен» (из книги «Корни силы и
духа»), Г. Базекин «Пчела», Ф. Фаткуллина «Солнце», «Скворец» (из
«Школьного календаря»), Р. Тимершин «Яблоня».

30.7.1.2. Картины осени. С. Аксаков «Лебедь», Г. Якупова «Октябрь»,
Р. Низамов «Картины осени», К. Киньябулатова «Когда пришла осень»,
М. Горький «Любите книгу».
30.7.1.3. Знай цену дружбы! Дружба.
Р. Бикбаев «Дружба познаётся в беде», «Вас пригласили в гости» (из
книги «Тысяча советов для девочек»).
30.7.1.4. Мои друзья.
Д. Фатихова «Кто друг?», А. Ягафарова «С дружбой не шутят»,
Р. Ураксина «Башкортостан».
30.7.2. Башкортостан – край родной.
30.7.2.1. По земле Башкортостана. Моя Родина.
А. Филиппов «Отчизна», Ф. Мухаметьянов «Человек краса страны»,
Р. Бикбаев «Памятник Салавату Юлаеву», В. Дмитриев «Берёза».
30.7.2.2. Мой Башкортостан.
А. Ахметова «Почему берёзы белые?», З. Ураксин «Согласование»,
Г. Юнусова «Башкортостан – страна дружбы», М. Карим «Моя Отчизна».
30.7.2.3. Любите свой родной край!
С. Юлаев «Моя Родина», Г. Молодцов «Башкирия», Ф. Тугузбаева «Кто
молодец?», М. Карим «На берегу Демы», В. Сухомлинский «Потому что я –
человек», Г. Хусаинов «Великий писатель и учёный», А. Асадуллина
«Прощание».
30.7.3. Природа родного края.
30.7.3.1. Зима продолжается. Белоснежная зима.
Ф. Максютова «Снежинки», И. Зиянчковский «Зимняя природа»,
«Зимующие птицы» (из газеты «Башкортостан»), Г. Якупова «Общая зима».
30.7.3.2. Снег идёт.
К. Шафикова «Снег идёт», Х. Гиляжев «Летает в небе», Т. Сагитов
«Хлеб»,

А. Бикташев

«Мечта»,

К. Чарушин

«Наступила

зима»,

И. Киньябулатов «Доброе утро, мир!», К. Киньябулатова «Белая зима».
30.7.3.3. Весна идёт, весна! Любимое время года.
Р. Янбулатова «Птицы возвращаются», К. Кулиев «Берегите все живое»,

Г. Юнусова «Так любят природу?», К. Киньябулатова «Грачиная песня».
30.7.3.4. Народные праздники.
Р. Султангареева «Воронья каша», З. Биишева «В саду», Ф. Рахимгулова
«Апрель улыбается», Я. Колас «Песня о весне», Б. Домашников «Май.
Березняк» (картина), А. Саяпова «День Победы», С. Алибаев «Мы считаем»,
Н. Виноградова «Правила поведения в лесу».
30.7.3.5. Идёт прекрасное лето. Люблю лето!
Г. Файзи «Люблю лето», С. Хажиев «Июнь», Р. Ахмадиев «Июнь и
май», Ш. Янбаев «Сабантуй», Р. Гамзатов «Песня матери», М. Сиражи
«Лето», В. Гумеров «Природные лечебницы».
30.7.3.6. Прекрасное время.
А. Тюлькин

«Шиханы

возле

Уфы»,

Г. Якупова

«Июль»,

Р. Габдрахманов «Мы вместе», «Июль» (из «Школьного календаря»),
«Калина»

(из газеты

«Йәшлек»

(«Молодость»), А. Ферсман

«Учись

наблюдать», С. Ягудин «Курай», С. Алибаев «Седой Урал», Я. Султанов
«Родина моя».
30.7.4. Грамматический материал.
30.7.4.1. Морфология.
Имя числительное. Простые и сложные числительные. Разряды имён
числительных по значению: количественные числительные, порядковые
числительные.

Собирательные

числительные.

Разделительные

и

приблизительные числительные. Дробные числительные.
Наречие. Общее грамматическое значение наречий. Разряды наречий по
значению. Наречие причины и цели. Наречие образа действия. Наречие
времени. Наречие места. Наречие меры и степени. Наречие уподобления.
Наречие причины и цели. Простая и составная формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий.
30.7.5. Развитие речи.
Картины О. Богаевской «Гости (День рождения)», В. Меоса «Туман в
горах. Белорецкий район», И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», Б.
Домашникова «Май. Березняк», А. Тюлькина «Шиханы возле Уфы».

30.8. Содержание обучения в 7 классе.
30.8.1. Я и мой мир.
30.8.1.1. Школа – родник знаний. Моя школа.
З. Биишева

«Первый

день

в

школе»,

М. Карим

«Учителю»,

В. Сухомлинский «Настоящий человек», Т. Давлетбердина «Времена года».
30.8.1.2. Школьные годы. К. Паустовкий «Язык матери», А. Асадуллина
«Прощание», К. Ушинский «Осенний день», Г. Пикунова «Музеи».
30.8.1.3. Спорт. Спортивные принадлежности. Я люблю спорт.
«Наша семья на соревнованиях» (из «Школьного календаря»),
И. Мифтахова «Берегите здоровье», «Спортивные кружки» (из «Школьного
календаря»). Н. Идельбай «На нашем катке», Ф. Максютов «Лётчик»,
Р. Аюпов «Национальные игры», «Башкортостан – страна чемпионов» (из
«Школьного календаря»), «Спорт в Башкортостане» (из журнала «Аманат»),
Г. Рамазанов «С новым годом!», Р. Гарипов «Идёт снег».
30.8.1.4. Я и моя семья.
К. Шафикова «Глаза матери», «Старушка – птица» (башкирская
народная сказка), Н. Салимов «Похожие», «Шежере» (из журнала «Агидель»),
К. Даян

«Советы

отца»,

С. Алибаев

«Прекрасный

день»,

«Большая

Медведица» (легенда), К. Даян «Советы отца», З. Воскресенская «Мать»,
Ф. Рахимгулова «Наша мама», Ш. Биккулов «Отец и бабушка», Я. Султанов
«Гвоздика», «Подарок» (из «Школьного календаря»), Р. Назаров «Весна».
30.8.1.5. Давным-давно... Башкирское народное творчество.
А. Тагирова «Жил-был олень», «Родственники» (Башкирская народная
сказка), Г. Цепулин «Доброта, смелость, мужество», Ф. Тугузбаева «Почему
не вышел играть медвежонок?».
30.8.1.6. Единство. Дружба. Мир.
Ш. Биккул «Нужен мир», В. Баймурзина «Дружба», К. Киньябулатова
«Много друзей», Г. Юнусова «Подснежник».
30.8.1.7. Мои друзья.
Р. Мухаметов

«Безголосый

Талип»,

С. Алибаев

«Мои

друзья»,

С. Алибаев «Берёзовый сок», Н. Мусин «Лес – это богатство», М. Гафури

«Поляна», А. Гессен «Пушкин и книги».
30.8.2. Башкортостан – край родной.
30.8.2.1. Башкортостан – колыбель моя.
М. Карим «Башкортостан», «Урал» (башкирская народная песня),
Р. Гарипов «Сердце Урала», Х. Назар «Дуб Урала», Б. Рафиков «Наша
Родина».
30.8.2.2. Достопримечательности Башкортостана.
«Аркаим» (из журнала «Агидель»), Я. Султанов «Урал мой».
30.8.3. Природа родного края.
30.8.3.1. Осень – пора труда и изобилия. Золотая осень.
Д. Булгакова «Мир вдохновения», «Золотые колосья» (башкирская
народная сказка), «Середина осени» (из «Школьного календаря»), М. Белахова
«Хлеб», Д. Булгакова «Страна вдохновения».
30.8.3.2. Осенние работы.
Т. Юсупов «Вкус хлеба», А. Игебаев «Родная земля», Н. Мусин
«Берегите природу!», Р. Ханнанов «Природа и мы», «Пчела» (статья из газеты
«Башкортостан»), Г. Муртазин «Кто прав?».
30.8.3.3. Прекрасное лето. Прекрасное время.
Г. Кутлугильдина «Лето», Б. Баимов «Идёт дождь», Н. Кутдусов
«Муравьи», С. Лавочкин «Самое важное», Б. Бикбай «Утро в лагере».
30.8.3.4. Любимое время года.
«И цветок, и часы» (из журнала «Акбузат»), М. Гафури «Лето,
С. Лавочкин «Самое важное».
30.8.4. Грамматический материал.
30.8.4.1. Морфология.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи.
Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Функции служебных
частей речи. Правописание служебных частей речи.
Послелог. Грамматические функции послелогов. Разряды послелогов по
строению: простые и составные. Морфологический анализ послелогов.
Правописание послелогов.

Союз как средство связи однородных членов предложения и частей
сложного

предложения.

Использование

союзов

как

средства

связи

предложений и частей текста. Правописание союзов.
Частица. Разряды частиц по значению и употреблению. Интонационные
особенности предложений с частицами. Морфологический анализ частиц.
Правописание

частиц.

Интонационные

особенности

предложений

с

частицами. Морфологический анализ частиц. Правописание частиц.
Модальные слова. Группы модальных слов по значению. Роль
модальных слов в речи.
Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению
(выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия);
междометия

производные

и

непроизводные.

Интонационное

и

пунктуационное выделение междометий в предложении.
Звукоподражательные слова. Использование звукоподражательных слов
в разговорной и художественной речи в качестве средства выражения
экспрессии.

Интонационное

и

пунктуационное

выделение

звукоподражательных слов в предложении.
30.8.5. Развитие речи.
Картины Т. Яблонской «Утро», В. Меоса «Помощник», Ф. Исмагилова
«На берегу реки», А. Арсланова «Лев Толстой в башкирской степи».
30.9. Содержание обучения в 8 классе.
30.9.1. Я и мой мир.
30.9.1.1. Трудом красив и славен человек.
К. Киньябулатова «Голоса Родины», З. Биишева «Жизнь – труд»,
Л. Подкорытова «Будь наблюдателен», Ю. Яковлев «Труд».
30.9.1.2. Труд – основа жизни.
М. Гафури «В саду цветов», А. Чанышева «Желаю благополучия»,
Д. Темплтон «Претворить в жизнь», М. Шаган «Советы изучающим
иностранные языки», Т. Мухаметкулов «Храбрость».
30.9.1.3. Месяц цветов.
С. Алибаев «Месяц цветов», «Солдат стоит на страже» (из газеты

«Вечерняя Уфа»), С. Юлаев «Родина моя», С. Габидуллин «Поздравляю»,
М. Харис «Письмо».
30.9.1.4. Мы возвратимся звёздами.
«Салават Юлаев» (из «Антологии башкирской поэзии»), «Музей в
Палдиски» (из журнала «Аманат»), «Памятник Салавату Юлаеву» (из
«Башкирской энциклопедии»).
30.9.2. Башкортостан – край родной.
30.9.2.1. Уфа – столица Башкортостана.
И. Гвоздикова «Города имеют свою биографию», Н. Наджми «Песня
родному городу», «Старинная Уфа!» (из книги «Уроки жизни»).
30.9.2.2. Я люблю тебя, Уфа!
«Уфа

–

столица

Республики

Башкортостан»

(из

«Школьного

календаря»), Т. Гарипова «О происхождении названия «Уфа», К. Даян
«Красивый город», «Улицы Уфы» (из журнала «Аманат»), А. Шаммасов
«Приветствие».
30.9.2.3. Урал мой, Урал… Мой край родной.
А. Игебаев «Башкортостан – мой край родной», Э. Фенина «Мой край
родной», В. Исхаков «Клещи», Н. Наджми «Башкортостан», М. Карим «Думы
о Родине», «Воронья каша» (из журнала «Акбузат»), Р. Гарипов «Дружба»,
Р. Нигматуллин

«Башкортостан»,

А. Тагирова

«Берегите

Землю!»,

Ф. Исянгулов «Летние дни», Р. Янбеков «Цвети, мой Башкортостан!».
30.9.3. Природа родного края.
30.9.3.1. Наступила золотая осень.
М. Сиражи «Учителю», М. Кутлугалямов «Природные наследия»,
«Журавли улетели…» (из газеты «Вечерняя Уфа»), С. Муллабаев «Осенний
лес».
30.9.3.2. Осенний лес.
«Осенняя природа» (из журнала «Агидель»), Р. Шаммас «Родная край»,
К. Бальмонт «Осень» (перевод Д. Юлтыя).
30.9.3.3. Наступила белоснежная зима. Зимние месяцы.
С. Хажиев «Ноябрь», А. Вахитова «Идёт снег», Д. Лихачёв «Жизнь»,

Н. Наджми «Зима», Б. Магадиев «Три линии», Б. Головин «Общение».
30.9.3.4. Зимний лес.
С. Алибаев «Зимний лес», В. Сухомлинский «Метель», Е. Кучеров «И
метель, и капели», «Зимующие птицы» (из учебника «Биология» для 7 класса).
30.9.3.5. Прекрасная весна. Наступила весна.
Г. Якупова «Весна надежды», И. Насыри «Весна идёт», З. Валитов
«Начало марта», Е. Кучеров «Весенние воды».
30.9.3.6. День Победы.
К. Киньябулатова «Победа, которую завоевали», «Первый космановт»
(из газеты «Башкортостан»), Р. Нигмати «Отчизна», В. Сухомлинскомий
«Могилы героев».
30.9.4. Грамматический материал.
30.9.4.1. Синтаксис. Пунктуация.
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание:

типы

синтаксической

связи

(сочинительная

и

подчинительная) (общее представление). Основные признаки словосочетания:
наличие двух и более знаменательных слов и подчинительной связи между
ними. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова:
глагольные, именные. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.
Грамматическая

синонимия

словосочетаний.

Нормы

построения

словосочетаний.
Функции знаков препинания.
Предложение.
интонационная

Основные

законченность,

признаки

предложения:

грамматическая

смысловая

оформленность.

и

Виды

предложений по цели высказывания, их интонационные и смысловые
особенности. Виды предложений по количеству грамматических основ
(простые,

сложные).

Предложения

полные

и

неполные.

Неполные

предложения в диалогической речи, интонация неполного предложения.
Простое предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого (простое

глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его
выражения. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым.
30.9.5. Развитие речи.
Картины В. Меоса «Берёзы. Шигаево», «Зима в деревне», А. Кузнецова
«Допрос Салавата», Р. Нурмухаметова «Агидель. Полдень».
30.10. Содержание обучения в 9 классе.
30.10.1. Я и мой мир.
30.10.1.1. Здравствуй, школа! Школьная пора.
А. Игебаев «Верный друг и соратник!», М. Горький «Любите книгу»,
М. Карим «Дорога в школу», А. Ферсман «Нет ничего дороже времени»,
Г. Хусаинов «Что такое счастье?», «Бабочки летают» (из журнала «Аманат»),
М. Акмулла «Осень».
30.10.1.2. Наступила золотая осень.
Г. Хусаинов «Что такое счастье?», К. Ушинский «Осенний день»,
Э. Ишбирдин «Лебедь».
30.10.1.3. Народное творчество – достояние народа. Моя родословная.
А. Сулейманов «Народное творчество», «Слезы аиста» (из газеты
«Вечерняя Уфа»), Ш. Шакурова, А. Сулейманов «Эпос “Урал батыр”»,
С. Галин «Шежере», А. Шамаев «Башкирский кумыс», Р. Янгужин «Шежере».
30.10.1.4. Устное народное творчество.
Д. Магадеев «Подарок племени», «На берегу прекрасной Агидели»
(народная песня), С. Агиш «Угощение для гостей», М. Юхма «Дорога
лебедей», Л. Арсланова «Три подруги».
30.10.1.5. Конь мой – мой верный друг. Вперёд, конь мой!
Н. Идельбаев

«Вперёд,

мой

конь»,

Ш. Янбаев

«Скачки»,

В. Архангельский «Реки», А. Аминев «Турат (конь)», А. Куприн «Лошади»,
С. Агиш «Турыкай», Х. Юлдашев «Ҡара юрға (конь черной масти)».
30.10.2. Башкортостан – край родной.
30.10.2.1. Культура Башкортостана. Театры Башкортостана.
Ф. Фаткуллин «Уфимские театры», Г. Галина, опера «Салават Юлаев»,
«Музеи»

(из

журнала

«Аманат»),

А. Абушахманов

«А. Мубаряков»,

Н. Гродзенский «Как научиться слушать музыку», Ф. Латипова «Сияй,
“Нур!”», И. Кинзябулатов «Файзи Гаскаров», Г. Галина «Амин Зубаиров»,
«Х. Кудашев» (из газеты «Башкортостан»).
30.10.3. Природа родного края.
30.10.3.1. Природа Башкортостана.
Г. Хусаинов «Природа родного края», Р. Бикбаев «Уралу», Н. Мусин
«Лес мой», «Укрощение жизни», Т. Ганиева «Большое поле».
30.10.3.2. Родная земля.
Р. Гарипов «Человек», Р. Адигамова «Родина – родная земля»,
Д. Буляков «Родной край», Ф. Мухамедьянов «Человек – достояние страны»,
«Зелёное

украшение

земли»

(из

журнала

«Аманат»),

М. Багаев

«Башкортостан», А. Игебаев «Земля – наша мать», Р. Шакур «Родной дом».
30.10.3.3. Мы любим и зиму. Белоснежная зима.
Р. Гарипов «Первый снег», Н. Исламгулова «Зимние узоры», Ш. Бабич
«Для кого?», Ш. Бабич «Зимняя дорога».
30.10.3.4. Зимний лес.
Н. Мусин «Холодная зима на Урале», К. Костров «Здравствуй, мир!», «В
зимний день» (из журнала «Начальная школа»), Р. Ахмадиев «Солдаты»,
«Простуда» (из «Школьного календаря»), Р. Шакур «Новый год», С. Алибаев
«Зимний лес».
30.10.3.5. Весна идёт. Подарок весны.
А. Игебаев

«Подарок

весны»,

Л. Фархшатова

«Почки

вербы»,

Г. Давлетов «Весенний мир», Б. Ишемгул «Весна».
30.10.3.6. Весенняя природа.
Р. Ишмуратова «Март», Г. Юнысова «Матери как весна», Г. Рамазанов
«Песня матери», «Апрель» (из «Школьного календаря»), А. Игебаев
«Желание», З. Кутлугильдина «Могила неизвестного солдата», А. Магазов
«Сила воли в себе можно воспитать», «Белая берёза» (из газеты «Вечерняя
Уфа»).
30.10.3.7. Прекрасное летнее время.
«Июнь» (из «Школьного календаря»), Р. Гарипов «Уходит детство»,

Т. Юсупов «Звук колокола», Г. Хусаинов «Самое дорогое…».
30.10.3.8. Люблю лето.
Г. Файзи

«Люблю

лето»,

«Лето»

(из

журнала

«Агидель»),

Д. Мырдакаева «Прощальный месяц лета», А. Багуманов «Лето», Т. Васильева
«Сабантуй», Г. Хусаинов «Земля – наше богатство», Д. Мурдакаева
«Прощальный месяц лета», А. Багуманов «Середина лета».
30.10.4. Грамматический материал.
30.10.4.1. Синтаксис.
Второстепенные

члены

предложения.

Второстепенные

члены

предложения, их виды. Определение как второстепенный член предложения.
Приложение как особый вид определения. Дополнение как второстепенный
член предложения. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
Виды обстоятельств (обстоятельства образа действия, степени, места,
времени, причины, цели, условия, уступки).
Простое предложение. Виды простых предложений по наличию главных
членов

(двусоставные,

односоставные).

Грамматические

различия

односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.
Односоставные

предложения,

их

грамматические

признаки.

Виды

односоставных предложений. Виды односоставных предложений: назывные,
определённо-личные,

неопределённо-личные,

безличные,

назывные

предложения. Виды предложений по наличию второстепенных членов
(распространённые, нераспространённые). Предложения с однородными
членами. Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Сложное

предложение.

Понятие

о

сложном

предложении.

Классификация типов сложных предложений. Смысловое, структурное и
интонационное единство частей сложного предложения.
Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами.
30.10.5. Развитие речи.
Картины Р. Нурмухаметова «Чехов в Башкортостане», Ф. Кащеева
«Башкирский кумыс», В. Меоса «Октябрь. Птицы улетают», У. Мухаметшина

«Семья. Сабантуй».
30.11. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

государственному (башкирскому) языку на уровне основного общего
образования.
30.11.1. В результате изучения государственного (башкирского) языка
на

уровне

основного

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на башкирском
языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
башкирском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном

обществе,

понимание

роли

государственного

(башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного башкирского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны,

других народов России, ценностное отношение к государственному
(башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России,
к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам
России,

государственным

праздникам,

историческому

и

природному

наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и

психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил
безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на башкирском языке, сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие

действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с

литературными

произведениями,

поднимающими

экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической

направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит

собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
30.11.2. В результате изучения государственного (башкирского) языка
на

уровне

основного

сформированы
коммуникативные

общего

познавательные

образования

у

универсальные

универсальные

учебные

обучающегося
учебные

действия,

будут

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
30.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
30.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

30.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
30.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на башкирском языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение

социальных знаков;
распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и

смягчать

конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
30.11.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
30.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),

самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
30.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с

учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
30.11.3. Предметные

результаты

изучения

государственного

(башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос) (до 10 реплик со стороны каждого
собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе

характеристика,

повествование,

или

сообщение)

(объём

монологического высказывания – 10–12 фраз);
излагать основное содержание прочитанного текста (объём – 10–12
фраз);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём – до
12 фраз);
воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие
отдельные незнакомые слова;
читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные
незнакомые слова, с пониманием основного содержания (объём текста для
чтения – 200–250 слов);
писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и
формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное
сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, (объём сообщения –

до 60 слов);
различать на слух, без ошибок, произносить слова с правильным
ударением

и

фразы,

с

соблюдением

их

ритмико-интонационных

особенностей, выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 90
слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания
текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения;
характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом
и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при
решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;
владеть

различными

ознакомительным,

видами

детальным

(на

аудирования
материале

выборочным,

–

научно-учебных

и

художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи);
владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять речевые
ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением
грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в
устной и письменной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации, современные формулы обращения к
незнакомому человеку, соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета, соблюдать башкирскую этикетную
вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов,
антонимов,

грамматические

словари

и

справочники,

в

том

числе

мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по
пунктуации;

характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой,
характеризовать систему звуков (повторение);
проводить фонетический анализ слов;
использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике
произношения и правописания слов;
распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе
применять знание о правописании разделительных ъ и ь);
объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения
слова по контексту, с помощью толкового словаря);
распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и
переносное значения слова;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться
лексическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов);
применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах
слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском
языке для решения практико-ориентированных учебных задач;
различать

ударение

в

именах

существительных,

именах

прилагательных, глаголах (в рамках изученного), соблюдать нормы ударения
в

отдельных

грамматических

формах

имён

существительных,

прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в
рамках изученного), употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена
существительные, прилагательные, глаголы и местоимения с учётом
стилистических норм современного башкирского языка;
применять

нормы

правописания

имён

существительных,

имён

прилагательных, глаголов и местоимений с изученными орфограммами;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в

речи;
определять лексико-грамматические разряды имён существительных;
применять нормы правописания собственных имён существительных,
сокращённых имён существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;
применять нормы правописания имён прилагательных с изученными
орфограммами;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и
предложении, а также в речи;
распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные,
вопросительные,

определительные,

отрицательные,

неопределённые

местоимения, определять общее грамматическое значение местоимения,
склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения,
словообразования, синтаксических функций, роли в речи;
правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями
башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица – в
соответствии

со

двусмысленности,

смыслом

предшествующего

неточности),

соблюдать

текста
нормы

(устранение
правописания

местоимений;
выбирать знак конца предложения, ставить в предложении запятую при
перечислении

и

обращении,

пунктуационно

правильно

оформлять

электронное сообщение личного характера;
правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена на башкирском
языке;
участвовать в несложных учебных проектах с использованием
материалов на башкирском языке с применением информационных
технологий, соблюдая правила информационной безопасности при работе в
сети Интернет;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым,

синонимов, антонимов, фразеологизмов);
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме.
30.11.4. Предметные

результаты

изучения

государственного

(башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос) с соблюдением норм речевого
этикета (до 12 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование) в рамках тематического содержания
речи (объём монологического высказывания – 12–15 фраз), излагать основное
содержание прочитанного текста (объём – 12–15 фраз), кратко излагать
результаты выполненной проектной работы (объём – 12–15 фраз);
воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие
отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием
основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время
звучания текста для аудирования – до 1,5 минут);
читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные
незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием
запрашиваемой информации (объём текста для чтения – 270–310 слов), читать
про себя несплошные тексты и понимать представленную в них информацию,
определять тему текста по заголовку;
заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами речевого
этикета, создавать электронное сообщение личного характера в соответствии
с нормами неофициального общения, соблюдая речевой этикет, создавать
небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана,
ключевых слов, картинок;
владеть орфографическими навыками (правильно писать изученные
слова),

владеть

пунктуационными

перечислении и обращении);

навыками

(ставить

запятую

при

распознавать в устной речи и письменном тексте 750 лексических
единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в
устной и письменной речи 700 лексических единиц (включая 600 лексических
единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках
тематического

содержания,

с

соблюдением

существующей

нормы

лексической сочетаемости;
распознавать

основные

признаки

текста,

делить

текст

на

композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи
предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы,
антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при
создании собственного текста (устного и письменного);
применять

знание

основных

признаков

текста

(повествование,

рассуждение) на практике;
создавать повествовательные тексты с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
иметь общее представление об особенностях башкирской разговорной
речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в
публицистических

и

(количественные,

художественных
порядковые,

текстах

имена

собирательные,

числительные
разделительные,

приблизительные, дробные) для обозначения дат и чисел, и наречия (наречие
образа действия, времени, места, уподобления, меры и степени, причины и
цели, простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней
сравнения наречий);
определять общее грамматическое значение имени числительного,
различать разряды имён числительных по значению, по строению;
склонять числительные и характеризовать особенности склонения,
словообразования и синтаксических функций числительных, характеризовать
роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных
текстах, деловой речи;
правильно употреблять собирательные имена числительные, соблюдать

нормы правописания имён числительных;
распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое
значение наречий; различать разряды наречий по значению, характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в
речи;
соблюдать

нормы

образования

степеней

сравнения

наречий,

произношения наречий;
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную лексику;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения
с носителями башкирского языка;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках
изученной тематики.
30.11.5. Предметные

результаты

изучения

государственного

(башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог,
включающий различные виды диалогов) с соблюдением норм речевого
этикета, (до 15 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование, или сообщение) в рамках тематического
содержания речи (объём монологического высказывания – 15–17 фраз),
излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с
вербальными и (или) зрительными опорами (объём – 15–17 фраз), кратко
излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 15–17 фраз);
воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие
отдельные

незнакомые

коммуникативной

задачи:

слова,
с

в

зависимости

пониманием

от

основного

поставленной
содержания,

с

пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для
аудирования – до 2 минут);
читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные
незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием
основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным
пониманием информации (объём текста для чтения – 300–350 слов), читать
про

себя

несплошные

тексты

(таблицы,

диаграммы)

и

понимать

представленную в них информацию, определять последовательность главных
событий в тексте;
распознавать в устной речи и письменном тексте 850 лексических
единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в
устной и письменной речи 800 лексических единиц, обслуживающих ситуации
общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей
нормы лексической сочетаемости;
показывать тесную связь языка с культурой и историей народа через
определённые примеры;
сравнивать нормы культуры башкирской речи с правилами культуры
речи других народов, живущих в России;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные
средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности
высказывания, морфологические формы, используемые в научном и деловом
стилях;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре), соблюдать
нормы башкирского невербального этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
башкирского литературного языка чужую и собственную речь;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным
признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения,

языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные
части речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия,
звукоподражательные слова);
давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи;
употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и
стилистическими

особенностями,

соблюдать

нормы

правописания

производных послелогов;
характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды
союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе
как средств связи однородных членов предложения и частей сложного
предложения;
употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов,
постановки

знаков

препинания

в

сложных

союзных

предложениях,

постановки знаков препинания в предложениях с союзом и;
проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в
речевой практике;
характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды
частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных
оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать
интонационные особенности предложений с частицами;
употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и
стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;
характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать
группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в речи,
характеризовать особенности модальных слов и их употребление в
разговорной речи, в художественной литературе;
характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы

междометий

по

значению;

объяснять

роль

междометий

в

речи.

Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление
в разговорной речи, в художественной литературе;
соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с
междометиями;
владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и
аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при
непосредственном общении;
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых
слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для
понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста
или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
30.11.6. Предметные

результаты

изучения

государственного

(башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалогпобуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог,
включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания
речи в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм
речевого этикета (до 17 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование, или сообщение) в рамках тематического
содержания речи (объём монологического высказывания – до 17–19 фраз),
выражать и кратко аргументировать своё мнение, излагать основное
содержание прочитанного или прослушанного текста (объём – 17–19 фраз),
излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 17–19 фраз);
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты,
содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания,
с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время
звучания текста для аудирования – до 2,5 минут), прогнозировать содержание
звучащего текста по началу сообщения;

читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные
неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их
содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей,
запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания (объём
текста для чтения – 370–450 слов); понимать представленную в них
информацию; определять последовательность главных фактов/событий в
тексте;
работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой,
сложный;

назывной,

вопросный,

тезисный)

с

целью

дальнейшего

воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять
главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание
текста

с

изменением

лица

рассказчика,

использовать

способы

информационной переработки текста, извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности;
распознавать

основные

единицы

синтаксиса

(словосочетание,

предложение, текст);
анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и
второстепенные члены предложения;
определять постановки знака тире между подлежащим и сказуемым,
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
определять и понимать особенности структуры простых предложений
башкирского языка, различных коммуникативных типов предложений
башкирского языка;
различать функции изученных знаков препинания;
выделять словосочетания в предложении, определять главное и
зависимое слова;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного
слова: именные, глагольные, определять типы подчинительной связи слов в
словосочетании;
применять в речевой практике нормы построения словосочетаний;
характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков
препинания;
характеризовать

интонационные

и

смысловые

особенности

предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, определять
языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;
распознавать предложения по наличию главных и второстепенных
членов, полные и неполные (понимать особенности употребления неполных
предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации
неполного предложения);
владеть социокультурными знаниями и умениями: осуществлять
межличностное и межкультурное общение;
кратко представлять родную страну и республику (культурные явления
и события, достопримечательности, выдающиеся люди) на родном языке;
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного
общения (объяснять местонахождение объекта, сообщить возможный
маршрут и других ситуациях);
понимать

речевые

различия

в

ситуациях

официального

и

неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и
использовать лексико-грамматические средства с их учётом;
рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в
продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).
30.11.7. Предметные

результаты

изучения

государственного

(башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов
(диалог этикетного характера, диалог – побуждение к действию, диалограсспрос), диалог – обмен мнениями в рамках тематического содержания речи

в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или)
зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до
20 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том
числе характеристика, повествование, или сообщение, рассуждение) с
вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках
тематического содержания речи (объём монологического высказывания – до
20–22 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного
текста (объём – 20–22 фразы), излагать результаты выполненной проектной
работы; (объём – 20–22 фразы);
воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие
отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной
коммуникативной

задачи:

с

пониманием

основного

содержания,

с

пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время
звучания текста для аудирования – до 3,5 минут);
работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в
тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации,
представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста;
использовать при создании собственного текста нормы построения
текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам
речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов,
конспекта;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной

направленности

с

точки

зрения

соответствия

их

коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять
речевые недостатки, редактировать текст;

определять и понимать особенности структуры простых и сложных
предложений

и

различных

коммуникативных

типов

предложений

башкирского языка;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи простые
предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные
и двусоставные предложения, предложения с однородными членами;
использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную
тематическую фоновую лексику в рамках тематического содержания речи
(основные национальные праздники, обычаи, традиции);
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
характеризовать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные
(определение, дополнение, обстоятельство (образа действия, степени, места,
времени, причины, цели, условия, уступки)) члены предложения;
распознавать

односоставные

предложения,

различать

виды

односоставных предложений (назывное, определённо-личное, неопределённоличное, обобщённо-личное, безличное), понимать особенности употребления
односоставных предложений в речи;
распознавать предложения с однородными членами, правильно
интонировать их, употреблять в устной и письменной речи;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами; нормы постановки знаков препинания в предложениях
с обобщающим словом при однородных членах;
распознавать сложные предложения и правильно строить сложные
предложения;
соблюдать

синтаксические

нормы

современного

башкирского

литературного языка, построение словосочетаний, построение простых
предложений, сложных предложений;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с

учётом её соответствия основным нормам современного башкирского
литературного языка;
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном
наследии родной страны и республики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».