Пояснительная записка Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» 2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность)4; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Метапредметные и предметные 5 класс Уровень узнавания и понимания 6 класс Уровень понимания и применения 7 класс Уровень анализа и синтеза Грамотность Читательская Математическая Естественнонаучная находит и находит и находит и извлекает извлекает извлекает информацию из математическую информацию о различных информацию в естественнонаучтекстов различном ных явлениях в контексте различном контексте применяет применяет объясняет и извлеченную из математические описывает текста знания для естественнонаучинформацию для решения разного ные явления на решения разного рода проблем основе рода проблем имеющихся научных знаний анализирует и формулирует распознает и интегрирует математическую исследует личные, информацию, проблему на местные, полученную из основе анализа национальные, текста ситуации глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы в различном контексте оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные Читательская 5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математическая Естественнонаучная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни на основе жизни на основе математических естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с норм морали и позиции норм общечеловечесморали и ких ценностей общечеловеческих ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю. Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часовмаксимальное – 340 часов. Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 68, т.е по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»; - 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности; - 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпо соответствующему году обучения. Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию с модуля по формированию читательской грамотности. 1 четверть – модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом порядке, например: 2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Как появились деньги? Что могут деньги? 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Деньги в разных странах 1 Круглый стол, игра. 3. Деньги настоящие и ненастоящие 1 Игра, экскурсия. 4. Как разумно делать покупки? 1 Игра, круглый стол. 5. Кто такие мошенники? 1 Круглый стол, игра, квест. 6. Личные деньги 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 7. Сколько стоит «своё дело»? 1 Проект, игра. 8. Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 класс 6 № 1. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? Отчего это зависит? 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 3. Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. 1 Круглый стол, игра, квест. 4. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 5. Как заработать деньги? Мир профессий и длячего нужно учиться? 1 6. Личные деньги 1 Проект, игра. 7 Проведение рубежной аттестации. 2 Тестирование. Итого Беседы, диалоги, дискуссии. 8 7 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Что такое налоги и почему мы их должныплатить? 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговыельготы. 1 3. Что такое государственный бюджет? На чторасходуются налоговые сборы? 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 4. Виды социальных пособий. Если человек потерялработу. 1 Круглый стол, игра, квест. 5. История возникновения банков. Как накопить,чтобы купить? Всё про кредит. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. 6. 7 Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. 1 Проведение рубежной аттестации. 2 Проект, игра. Итого Тестирование. 8 8 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Как сберечь личный капитал? Модель трехкапиталов. 1 Круглый стол, игра. 3. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. 1 4. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство ималый бизнес. 1 Круглый стол, игра, квест. 5. Бизнес подростков предприниматели. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 6. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операциии риски связанные с ними. 1 Проект, игра. 2 Тестирование. 7 и идеи. Молодые Проведение рубежной аттестации. Итого 8 Викторина, круглый стол, дискуссии. 9 класс № Тема занятия 1. Ценные бумаги. российская специфика. 2. Риски акций инструменты. индексы. Векселя и и управление ими. Биржа и брокеры. Кол-во часов Формы деятельности облигации: 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Гибридные Фондовые 1 Круглый стол, игра. 3. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. 1 Круглый стол, дебаты. 4. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. 1 Круглый стол, игра, квест. 5. Участники страхового рынка. Страхование дляфизических лиц. 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 6. Государственное и пенсионное страхование. 1 7. Выбор и юридические аспекты отношений сфинансовым посредником. 8. негосударственное Проведение рубежной аттестации. Итого Дебаты, беседы. 1 Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». 1 8 Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации. 1 2. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. 1 3. Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его частей? 1 4. Типы текстов: текст-описание (художественноеи техническое). 1 Круглый стол. 5. 6. Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач. 1 1 Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». 7. 8. Работа со сплошным текстом. Проведение рубежной аттестации. 1 2 9 Ролевая игра. Тестирование. 1. Беседа, конкурс. ИТОГО Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. 6 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Беседа, конкурс. 1. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 1 2. Древнерусская летопись информации о реалиях времени. 1 Круглый стол, ролевая игра. 3. Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 4. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 1 Квест, круглый стол. 5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж) 1 Круглый стол, дискуссия. 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. 8. Проведение рубежной аттестации. 2 9 как источник ИТОГО Тестирование. 7 класс № 1. 2. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации. 1 Беседа, конкурс. Сопоставление публицистического текстах. 1 Работа в парах. содержания текстов стиля. Общественнаяситуация в Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования? 1 Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение). 1 Квест, дискуссия, круглый стол. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа. 1 Деловая игра. 6. Типы задач на грамотность. Позиционныезадачи. 1 Квест, круглый стол. 7. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. 1 Деловая игра. 2 9 Тестирование. 3. 4. 5. 8. Проведение рубежной аттестации. Итого Беседа, круглый стол, ролевая игра. 8 класс № 1. Тема занятия Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст какисточникинформации. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 2. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 1 Работа в парах. 3. Работа с текстом: как применять информацию изтекста в изменённой ситуации? 1 Беседа, круглый стол. 4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 1 Квест, дискуссия. 5. 6. Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационныезадачи. 1 1 Квест, круглый стол. Квест, круглый стол. 7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 1 Деловая игра. 8. Проведение рубежной аттестации. 2 9 Тестирование. Итого 9 класс № 1. Тема занятия Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный тексткак источникинформации. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 2. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. 1 Работа в парах, дискуссия. 3. Работа с текстом: как критически оцениватьстепень достоверности содержащейся в тексте информации? 1 Квест, круглый стол. 4. Типы текстов:текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). 1 Деловая игра, круглый стол. 5. Составление плана на основе исходного текста. 1 Работа в группах, соревнованиев формате КВН. 6. Типы задач на грамотность. (конструирующие) задачи. 1 Квест, круглый стол. 7. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 1 Деловая игра. 8. Проведение рубежной аттестации. 2 9 Тестирование. Аналитические Итого ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 Беседа, обсуждение, практикум. 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 Обсуждение, практикум, брейн-ринг. 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 Обсуждение, урокисследование. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 Беседа, обсуждение практикум. 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание иперекраивание. Разбиение объекта на части и составлениемодели. 1 Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. 1 Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. 7. Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм, графиков. 1 Урок-практикум. 8. 9. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. Проведение рубежной аттестации. 1 1 9 Урок-практикум. Тестирование 6. Итого 6 класс № Тема занятия Кол-во часов 1. Числа и единицы измерения: время, деньги,масса, температура, расстояние. 1 2. Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональныхотношений для решения проблем. 1 3. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа. 1 Формы деятельности Игра, обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок-практикум. Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. 4. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 1 5. Логические таблиц. 1 6. Графы и их применение в решении задач. 1 Обсуждение, урокпрактикум. 7. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатойбумаге, конструирование. 1 Беседа, урокисследование, моделирование. 8. Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,диаграммы, вычисление вероятности. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 9. задачи, решаемые с помощью Итого 9 Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Тестирование. 7 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. 1 Обсуждение, практикум. 2. Моделирование изменений окружающего мирас помощью линейной функции. 1 Исследовательская работа, урокпрактикум. 3. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместнуюработу. 1 Обсуждение, урокпрактикум. Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур,возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания. 1 Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование. 5. Решение задач реальной жизни. 1 Урок-игра, урокисследование. 6. Элементы теории множеств как объединяющееоснование многихнаправлений математики. 1 Урок-исследование. 7. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы,гистограммы. 4. на вероятность событий в 1 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Проект, исследовательская работа. 8. Решение геометрических задач исследовательского характера. 1 9. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 9 Тестирование. 8 класс № Тема занятия 1. Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни. Кол-во часов Формы деятельности 1 Практикум. 1 Беседа. Исследование. Исследовательская работа, практикум. 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. 1 4. Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. 1 Проектная работа. 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. 1 Обсуждение. Урок практикум. 6. Интерпретация построение фигур. изображений, 1 7. Определение ошибки измерения, определениешансов наступления того или иного события. 1 Урок-исследование. 8. Решение типичных математических требующих прохождения этапа моделирования. 1 Урок-практикум. 9. Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. трёхмерных задач, Итого 9 Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. 9 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы. 1 Беседа. Обсуждение. Практикум. 2. Представление данных Простые и сложные вопросы. 1 Обсуждение. Исследование. Практикум. 3. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 1 Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. 4. Задачи с лишними данными. 1 Обсуждение. Исследование. 5. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 1 Исследование. Выбор способа решения. Практикум. 6. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 Обсуждение. Практикум. 7. Решение стереометрических задач. 1 Обсуждение. Практикум. 8. Вероятностные, статистические явления и зависимости. 1 Исследование. Интерпретация результатов в разныхконтекстах. 9. Проведение рубежной аттестации. в виде диаграмм. Тестирование. Итого 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Звуковые явления и неживой 1 1. Звуковые явления. Звуки живой природы. Слышимые и неслышимые звуки. 2. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. 3. класс Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. 1 Беседа, демонстрация записей звуков. Наблюдение физическихявлений. Строение вещества 1 Вода. Уникальность воды. 1 4. Углекислый газ в природе и его значение. 1 5. Земля и земная кора. Минералы Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с 1 минералами, горной породой и рудой. 6. Атмосфера Земли. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдениефизических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. 7. Живая природа для 1 Беседа. Презентация. Проведение рубежной аттестации. 8 Тестирование. 1 Итого 8 6 класс 4 № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Строение вещества состояния 1 1. Тело и вещество. Агрегатные вещества. Масса. Измерение массы тел. 2. Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома. Наблюдения. Лабораторная работа. Моделирование. 1 Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширениядля измерения температуры. 1 4. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. 1 5. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной.Модель солнечной системы. 1 3. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Проектная работа. Обсуждение. Исследование. Проектная работа. 6. Царства живой природы 7. Проведение рубежной аттестации. Живая природа 1 Квест. 2 Тестирование. Итого 8 7 класс 5 № 1. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в 1 газах, жидкостях и твёрдых телах. Беседа. Демонстрация моделей. Механические явления. Силы и движение 2. 3. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. 1 Демонстрация моделей.Лабораторная работа. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. 1 Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. Земля, мировой океан 4. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. 1 Проектная деятельность. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводныхдронов. 5. 1 Биологическое разнообразие Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. 6. 7. 8. 1 Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей фактов». Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 8 8 класс 6 № Тестирование. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества (электрические явления) 1 Беседа. Демонстрация моделей. 1. Занимательное электричество. 2. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии Магнетизм и электромагнетизм. 1 Беседа. Демонстрациямоделей. Презентация. 3. Строительство плотин Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 Гидроэлектростанции.Экологические рискипри строительстве гидроэлектростанций. 1 5. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. 1 6. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. 1 Моделирование. Виртуальноемоделирование. Наследственность. 7. Системы жизнедеятельности человека. 1 8. Проведение рубежной аттестации. 1 4. Проектная работа. Итого Тестирование. 8 9 класс № 1. Тема занятия Кол-во часов Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность.Искусственная 1 радиоактивность. Формы деятельности Демонстрация моделей. Дебаты. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. Беседа. Демонстрация моделей. 2. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Исследование Наследственность биологических объектов 3. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. 1 Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условиясреды обитания. Происхождение видов. 4. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. 1 Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. 1 6. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 1 7. Проведение рубежной аттестации. 2 5. Итого 8 Демонстрация моделей. Моделирование. Тестирование.