Функциональная грамотность 5-9кл

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего)
с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…>
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» 2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ
поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в
целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства

доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная
грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности
и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

6 класс
Уровень
понимания и
применения

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
находит и
находит и
находит и
извлекает
извлекает
извлекает
информацию из математическую
информацию о
различных
информацию в
естественнонаучтекстов
различном
ных явлениях в
контексте
различном
контексте
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из
математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний
анализирует и
формулирует
распознает и
интегрирует
математическую
исследует личные,
информацию,
проблему на
местные,
полученную из
основе анализа
национальные,
текста
ситуации
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте

Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
анализирует
информацию в
финансовом
контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
предметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
данные в
контексте лично
значимой
ситуации

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

интерпретирует и
оценивает
личные, местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте в
рамках
предметного
содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о
личных, местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных проблемах в
различном
контексте в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте

оценивает
финансовые
проблемы,
делает выводы,
строит
прогнозы,
предлагает
пути решения

Личностные
Читательская
5-9 классы

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм
общечеловечесморали и
ких ценностей
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или
внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансоваяграмотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее,
каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой
параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часовмаксимальное –
340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 68, т.е по
1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая
грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпо
соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию с
модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом
порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4
четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,
дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных
перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны
овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы
курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим,
целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по
окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой
аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями
оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8
класс

6
№
1.

Тема занятия
Удивительные
факты и истории
о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Откуда
берутся
деньги?
Виды
доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? Отчего это
зависит?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и длячего
нужно учиться?

1

6.

Личные деньги

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

Беседы, диалоги, дискуссии.

8

7 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должныплатить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги
уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговыельготы.

1

3.

Что такое государственный бюджет? На чторасходуются
налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерялработу.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков. Как накопить,чтобы
купить? Всё про кредит.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

Круглый стол, игра.

6.

7

Вклады:
как
сохранить
и
приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в
кармане.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Проект, игра.

Итого

Тестирование.

8

8 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трехкапиталов.

1

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.

1

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство ималый
бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес
подростков
предприниматели.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операциии риски
связанные с ними.

1

Проект, игра.

2

Тестирование.

7

и

идеи.

Молодые

Проведение рубежной аттестации.
Итого

8

Викторина, круглый стол,
дискуссии.

9 класс
№

Тема занятия

1.

Ценные
бумаги.
российская специфика.

2.

Риски акций
инструменты.
индексы.

Векселя

и

и управление
ими.
Биржа и брокеры.

Кол-во
часов

Формы деятельности

облигации:

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

Гибридные
Фондовые

1

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование. Формирование
инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование дляфизических
лиц.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное
и
пенсионное страхование.

1

7.

Выбор и юридические аспекты отношений сфинансовым
посредником.

8.

негосударственное

Проведение рубежной аттестации.
Итого

Дебаты, беседы.

1

Проект, дискуссии,
«Что? Где? Когда?».

1
8

Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки какисточник
информации.

1

2.

Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста
или его частей?

1

4.

Типы текстов: текст-описание (художественноеи
техническое).

1

Круглый стол.

5.
6.

Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач.

1
1

Квест, конкурс.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.
8.

Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.

1
2
9

Ролевая игра.
Тестирование.

1.

Беседа, конкурс.

ИТОГО

Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.

6 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Беседа, конкурс.

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении

1

2.

Древнерусская
летопись
информации о реалиях времени.

1

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление
содержания
художественныхтекстов.
Определение
авторской
позиции
в
художественных текстах.

1

Работа в парах, игра
в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет,
репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.

8.

Проведение рубежной аттестации.

2
9

как

источник

ИТОГО

Тестирование.

7 класс
№

1.

2.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Определение
основной
темы
и
идеи
в
лирическом произведении. Поэтический тексткак источник
информации.

1

Беседа, конкурс.

Сопоставление
публицистического
текстах.

1

Работа в парах.

содержания
текстов
стиля.
Общественнаяситуация в

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом целидальнейшего
использования?

1

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,толкование,
определение).

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного дляанализа.

1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционныезадачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графикии диаграммы.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

3.

4.

5.

8.

Проведение рубежной аттестации.
Итого

Беседа, круглый стол,
ролевая игра.

8 класс
№

1.

Тема занятия

Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст какисточникинформации.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально-делового
стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию изтекста в
изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5.
6.

Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационныезадачи.

1
1

Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

2
9

Тестирование.

Итого

9 класс
№

1.

Тема занятия

Формирование читательских умений с опорой на
текст и вне текстовые знания. Электронный тексткак источникинформации.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление
содержания
текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оцениватьстепень достоверности
содержащейся в тексте
информации?

1

Квест, круглый стол.

4.

Типы текстов:текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).

1

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Работа в группах, соревнованиев
формате КВН.

6.

Типы задач на грамотность.
(конструирующие) задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

2
9

Тестирование.

Аналитические

Итого

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение,
практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение
практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание иперекраивание.
Разбиение объекта на части и составлениемодели.

1

Игра, урок-исследование,
брейн-ринг,
конструирование.

Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до
Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урокпрактикум,
моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде
таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

8.
9.

Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
Проведение рубежной аттестации.

1
1
9

Урок-практикум.
Тестирование

6.

Итого

6 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,масса,
температура, расстояние.

1

2.

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональныхотношений
для
решения проблем.

1

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,движение, работа.

1

Формы деятельности

Игра, обсуждение,
практикум.
Исследовательская работа,
урок-практикум.
Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).

1

5.

Логические
таблиц.

1

6.

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

7.

Геометрические задачи на построение и на
изучение
свойств
фигур: геометрические фигуры на клетчатойбумаге,
конструирование.

1

Беседа, урокисследование,
моделирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,диаграммы,
вычисление вероятности.

1

Проведение рубежной аттестации.

1

9.

задачи, решаемые

с

помощью

Итого

9

Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мирас
помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа,
урокпрактикум.

3.

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместнуюработу.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур,возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задачпрактического
содержания.

1

Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование.

5.

Решение
задач
реальной жизни.

1

Урок-игра, урокисследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющееоснование многихнаправлений
математики.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы,гистограммы.

4.

на

вероятность

событий

в

1

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Проект, исследовательская
работа.

8.

Решение геометрических задач
исследовательского характера.

1

9.

Проведение рубежной аттестации.

1
Итого

9

Тестирование.

8 класс
№

Тема занятия

1.

Работа с информацией, представленной в форметаблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем.

2.

Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Практикум.

1

Беседа. Исследование.
Исследовательская работа,
практикум.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.

1

4.

Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора,
соотношения между
сторонами треугольника), относительноерасположение,
равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация
построение фигур.

изображений,

1

7.

Определение ошибки измерения, определениешансов
наступления того или иного события.

1

Урок-исследование.

8.

Решение
типичных
математических
требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-практикум.

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

трёхмерных

задач,

Итого

9

Моделирование. Выполнение
рисунка. Практикум.

9 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы.

1

Беседа. Обсуждение.
Практикум.

2.

Представление
данных
Простые и сложные вопросы.

1

Обсуждение.
Исследование.
Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.

1

Моделирование.
Конструирование
алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему
линейных уравнений.

1

Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов.

1

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1

Обсуждение. Практикум.

8.

Вероятностные, статистические явления и зависимости.

1

Исследование. Интерпретация
результатов в разныхконтекстах.

9.

Проведение рубежной аттестации.

в

виде

диаграмм.

Тестирование.
Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

5

№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Звуковые явления
и неживой
1

1.

Звуковые
явления. Звуки живой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.

2.

Устройство
динамика.
Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.

3.

класс

Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.

1

Беседа, демонстрация записей
звуков.
Наблюдение физическихявлений.

Строение вещества
1

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

5.

Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
1
минералами, горной породой и рудой.

6.

Атмосфера Земли.

1

Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдениефизических явлений.

Работа с коллекциями
минералов и горных пород. Посещение
минералогической
экспозиции.

Уникальность
планеты
Земля. Условия
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.

7.

Живая природа
для
1
Беседа. Презентация.

Проведение рубежной аттестации.

8

Тестирование.

1
Итого

8
6 класс

4
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Строение вещества
состояния
1

1.

Тело
и
вещество.
Агрегатные
вещества.
Масса. Измерение массы тел.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома.

Наблюдения.
Лабораторная работа.
Моделирование.

1
Тепловые явления

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширениядля
измерения температуры.

1

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

1

5.

Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.Модель
солнечной системы.
1

3.

Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа.

Обсуждение. Исследование.
Проектная работа.

6.

Царства живой природы

7.

Проведение рубежной аттестации.

Живая природа
1

Квест.

2

Тестирование.

Итого

8
7 класс

5
№

1.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное
строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в
1
газах, жидкостях и твёрдых
телах.

Беседа. Демонстрация моделей.

Механические явления. Силы и движение
2.

3.

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

Демонстрация моделей.Лабораторная работа.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.

1

Посещение производственныхили научных
лабораторий с разрывными машинами и
прессом.

Земля, мировой океан
4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и
океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводныхдронов.

5.

1

Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.

6.

7.

8.

1
Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей
фактов».

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

Проведение рубежной аттестации.

1
Итого

8
8 класс

6
№

Тестирование.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества (электрические явления)
1
Беседа. Демонстрация
моделей.

1.

Занимательное электричество.

2.

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.
1
Беседа. Демонстрациямоделей.
Презентация.

3. Строительство плотин

Учебный эксперимент. Наблюдение
физических
явлений.

1
Гидроэлектростанции.Экологические рискипри
строительстве
гидроэлектростанций.

1

5.

Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы.

1

6.

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
1
Моделирование. Виртуальноемоделирование.
Наследственность.

7.

Системы жизнедеятельности человека.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

4.

Проектная работа.

Итого

Тестирование.

8
9 класс

№

1.

Тема занятия

Кол-во
часов

Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.Искусственная
1
радиоактивность.

Формы деятельности

Демонстрация моделей.
Дебаты.

Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения.
Отличие химических реакций от физических
явлений.

1

Презентация. Учебный эксперимент.
Исследование

Наследственность биологических объектов

3.

Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.

1
Беседа. Демонстрация моделей.
Учебный эксперимент.Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условиясреды
обитания. Происхождение видов.
4.

Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная изменчивости.
Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.

1

Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.

1

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.

1

7.

Проведение рубежной аттестации.

2

5.

Итого

8

Демонстрация моделей.
Моделирование.

Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».