Рассмотрено Руководитель МО _____ /Янбекова Л.С./ Протокол №1 от «27 »августа 2020г. Роман ов Сергей Леони дович Подписан: Романов Сергей Леонидович DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319, E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика Башкортостан, L=с. Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович, SN=Романов, OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1. 6.502710.3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021-02-02 22:10:13 Foxit Reader Версия: 9.7.2 Согласовано Заместитель руководителя по УВР МКОУ ООШ с. Мраково _____ /Муллабаева Г.Т./ «27» августа 2020г. Утверждаю директор МКОУ ООШ с.Мраково_____/Романов С.Л/ Приказ №111 от «28» августа2020г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Физической культуре Уровень основного (общего) образования 5-9 классы Рабочая программа по физической культуре составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, составлена на основе авторской программы по УМК _В. И. Лях, А. А. Зданевич ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково Учитель: Романова С.В. 2020г. 1.Планируемые результаты изучения учебного курса. Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Личностными результатами изучения предмета «Физическая культура» в 5-9 классе являются умения: - активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес к физкультурной деятельности; определять место и значение физической культуры в целостном мировоззрении человека; - осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи; - организовать собственную учебную деятельность; - проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений; - сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности при решении учебных задач, не создавая конфликтов и находя выходы из спорных ситуаций; - демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение, реализовывать компетентные решения моральных проблем; - организовывать свой режим жизни для обеспечения занятий физкультурной и спортивной деятельностью, обеспечить безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – владеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, объективно и спокойно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на успех и неудачу; – понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: - раскрывать значение физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья: - сообщать исторические факты развития физической культуры, характеризовать ее роль в различные периоды жизнедеятельности человека, её связь с трудовой и военной деятельностью; - определять и применять количественные и качественные критерии оценивания технической, физической и функциональной подготовленности; - характеризовать содержание различных форм занятий физическими упражнениями, проводить утреннюю и вводную гимнастику, игры на прогулках, комплексы упражнений на уроках физической культуры; - определять отличительные и общие признаки средств физической культуры, использовать их для обеспечения разнообразного эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, образовательного, тренирующего); - организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); - оценивать текущее состояние организма, контролировать и дозировать нагрузку и отдых; - выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на качественном уровне, давать характеристику признаков техничного исполнения; - обеспечивать технику безопасности мест занятий физическими упражнениями, применять способы профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при легких травмах; - демонстрировать основные технические приемы из базовых видов спорта и современных систем физических упражнений; - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований, управлять их действиями при выполнении физических упражнений; - выбирать экипировку, соответствующую характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям и индивидуальным эстетическим представлениям. Знания о физической культуре Обучающийся научится: рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Обучающийся научится: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами; взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность. Физическое совершенствование Обучающийся научится: выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. 2. Содержание учебного предмета, курса Знания о физической культуре Основная группа Подготовительная группа Специальная группа Повторение изученного в начальной школе материала. История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Успехи отечественных спортсменов на современных Олимпийских играх. Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Теория используется как 1-2 раза в месяц, так и 1 раз в неделю, в зависимости от погодных условий и занятости спортзала Теоретические темы 1.Основы техники безопасности и профилактики травматизма (Теория) с использованием ИТ 2. Физическая культура и Олимпийское движение (теория с использованием ИТ) 3. Техника игры (видео , презентации) 4. Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие.(теория) 5. . Терминология спортивных игр и техника владения мячом (теория с использованием ИТ) 6. Терминология тактики нападения и защиты в баскетболе(видео , презентации) 7. Познай себя (теория с презентацией) 8. Бросок мяча в движении (теория с ИТ) 9. Терминология тактики нападения и защиты в волейболе(теория с ИТ) 10. Страницы истории 11 ЗОЖ. 12. Связь физкультуры с другими предметами Освоение данного материала способствует универсальных учебных действий (УУД): формированию у обучающихся личностные: смыслообразование- самооценка на основе успешной учебной познавательная), адекватная мотивация учебной деятельности; следующих деятельности (учебно- нравственно-этическое ориентация - уважительное отношение к истории и культуре других народов, эмоционально-нравственная отзывчивость, желание познавательной деятельности; самоопределение - навыки адаптации в динамично изменяющемся и мире, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, установка на здоровый образ жизни, устойчивое следование в поведении социальным нормам; регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в образовательную; планирование – составлять план и последовательность действий; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи; коррекция – вносить дополнения и изменения в выполнение упражнений, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, осуществлять самоконтроль, формулировать свои затруднения; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника, вести устный диалог; познавательные: общеучебные – характеризовать физическую культуру как явление культуры, приобретение новых знаний и умений, контролировать и оценивать процесс в ходе выполнения упражнений; информационные - искать и выделять информацию из различных источников; логические – устанавливать причинно-следственные связи. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № 1. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.2.1. 3.2.2. 3.2.3. 5класс Вид программного материала Знания о физической культуре Способы двигательной (физкультурной) деятельности Физическое совершенствование: Физкультурно-оздоровительная деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью: гимнастика с основами акробатики легкая атлетика Спортивные игры: баскетбол волейбол Лыжная подготовка Всего часов в процессе занятий в процессе занятий по другим темам 70 в процессе занятий 70 8 18 12 12 20 70 ИТОГО Распределение учебного времени на различные виды программного материала 6 класс № Вид программного материала Всего часов 1. в процессе занятий Знания о физической культуре 2. в процессе занятий по Способы двигательной (физкультурной) деятельности другим темам 3. Физическое совершенствование: 70 3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в процессе занятий 3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с 70 общеразвивающей направленностью: 3.2.1. гимнастика с основами акробатики 8 3.2.2. легкая атлетика 18 Спортивные игры: баскетбол 12 волейбол 12 3.2.3. Лыжная подготовка 20 ИТОГО 70 Распределение учебного времени на различные виды программного материала 7 класс № Вид программного материала Всего часов 1. в процессе занятий Знания о физической культуре 2. в процессе занятий по Способы двигательной (физкультурной) деятельности другим темам 3. Физическое совершенствование: 70 3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в процессе занятий 3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с 70 3.2.1. 3.2.2. 3.2.3. общеразвивающей направленностью: гимнастика с основами акробатики легкая атлетика Спортивные игры: Баскетбол Волейбол Лыжная подготовка 8 18 ИТОГО 12 12 20 70 Распределение учебного времени на различные виды программного материала 8 класс № Вид программного материала Всего часов 1. в процессе занятий Знания о физической культуре 2. в процессе занятий по Способы двигательной (физкультурной) деятельности другим темам 3. Физическое совершенствование: 70 3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в процессе занятий 3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с 70 общеразвивающей направленностью: 3.2.1. гимнастика с основами акробатики 8 3.2.2. легкая атлетика 18 Спортивные игры: Баскетбол 12 Волейбол 12 3.2.3. Лыжная подготовка 20 ИТОГО 70 Распределение учебного времени на различные виды программного материала 9 класс № Вид программного материала Всего часов 1. в процессе занятий Знания о физической культуре 2. в процессе занятий по Способы двигательной (физкультурной) деятельности другим темам 3. Физическое совершенствование: 68 3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в процессе занятий 3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с 68 общеразвивающей направленностью: 3.2.1. гимнастика с основами акробатики 8 3.2.2. легкая атлетика 18 Спортивные игры: баскетбол 12 волейбол 12 3.2.3. Лыжная подготовка 20 ИТОГО 68