музыка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Мраково
МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель МО
_____ /Янбекова Л.С./
Протокол №1 от
«27 »августа 2020г.

Роман
ов
Сергей
Леони
дович

Согласовано
Заместитель
руководителя по УВР
МКОУ ООШ с. Мраково
_____ /Муллабаева Г.Т./
«27» августа 2020г.

Утверждаю
директор МКОУ ООШ
с.Мраково_____/Романов С.Л/
Приказ №111 от
«28» августа2020г.

Подписан: Романов Сергей
Леонидович
DN: ИНН=021902812238,
СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU,
S=Республика Башкортостан, L=с.
Мраково, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. МРАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН,
G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.
3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1,
CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-02-02 22:10:29
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО Музыке
Уровень основного (общего) образования
5-8 классы

Рабочая программа по математике составлена на основе:
 Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
 программы СОСТАВЛЕН НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ
 Г.П. СЕРГЕЕВОЙ И Е.Д.КРИТСКОЙ


ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково

Учитель: Романова С.В.

2020г.

1. Планируемые результаты
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к
концу учебного года.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной
музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных
народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности
нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов
музыкальных образов и их взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов
отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе
восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения
и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной
музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений
и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации
учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных
учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно
воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их
образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять
творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления
(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать
различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с
содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на
практике этими критериями.
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в
музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять
поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать
их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством
выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения
учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их

сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного
и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной
речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России
(в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития
музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития
событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в
разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические
особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на
простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных
видах музыкально-творческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений
в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
5класс
“Музыка и литература”
(8 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие
жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности
программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых
получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах
которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания,
рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка

русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого
из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в
музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление
общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

“Музыка и изобразительное искусство”
(9 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех
искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с
такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного
искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее
зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем
воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов
и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события,
картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки
разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в
музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве.

В 6 КЛАССЕ:
« Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
(8 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров
вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в
оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки:
сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы
русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и
гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные
джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»
(9часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных
исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика
художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких
музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия,
музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и
изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет,
концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
музыкальных образов.

В 7 КЛАССЕ:
«Особенности драматургии сценической музыки »
(8 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад.
Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным
искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
музыкальных образов.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
(9 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно –
симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,
воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации.
Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№
1.
2.

№

1.
2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС.
Название раздела
Количество
В том числе
часов по
уроки
программе
Музыка и литература.
8
8
Музыка и
9
9
изобразительное
искусство.
Итого:
17
17
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС.
Название раздела.
Количество
В том числе
часов по
уроки
программе
Мир образов вокальной и 8
инструментальной
музыки.
Мир образов камерной и 9
симфонической музыки.
Итого:
17

Экскурсии
-

Экскурсии

8

-

9

-

17

-

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС.
№
Название раздела.
Количество
часов по
программе
1.
Особенности музыкаль8
ной драматургии и сценической музыки
2.
Особенности драматур9
гии камерной и симфонической музыки.
Итого:
17
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС.
№
Название раздела.
Количество
часов по
программе
1.
Особенности музыкаль8
ной драматургии и сценической музыки
2.
Особенности драматур9
гии камерной и симфонической музыки.
Итого:
17

В том числе
уроки

Экскурсии

8

-

9

-

17

-

В том числе
уроки

Экскурсии

8

-

9

-

17

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».