Обществознание

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Мраково
МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель МО
_____ /Янбекова Л.С../
Протокол № 1 от
«2 7» августа 2020г.

Согласовано
Заместитель
руководителя по УВР
МКОУ ООШ с. Мраково
_____ /Муллабаева Г.Т./
« 27» августа 2020г.

Утверждаю
директор
МКОУ
ООШ
с.Мраково _____/Романов С.Л/
ФИО
Приказ № 111 от
« 28 » августа2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровень основного (общего) образования
6-9 классы

Романов
Сергей
Леонидов
ич
Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=с. Мраково,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.
МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.
3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-06 10:57:22
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
 Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
 Примерной программы основного общего образования с опорой на допущенную МО РФ
«Программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 6-9 классы».
Авторы составители Л. Н. Боголюбов,
Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. М.
Просвещение. 2010. Основанием служит Федеральный компонент Государственного
стандарта основного общего образования 2010 года, учебник Л.Н.Боголюбов,
Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Обществознание.6 -9 классы. - М.: Просвещение.
 ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково

Учитель: Янбекова Л.С.
2020г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты изучения предмета "Обществознание" отражают:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в
области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и
средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 6 классе:
Личностные результаты:
— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
— заинтересованность не только в личном ycпexe, но и в благополучии и процветании своей страны;
— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные
представления в следующих сферах:
Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, о сходства и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными
возможностями здоровья;
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
— межличностные отношения как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение,
межличностные конфликты и способы их разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность
человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние
социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми
социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и
выполнения подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в
адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из
курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно – мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и
умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для
общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида
деятельности для учащихся.
Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно
воспринимать соответствующую информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству
шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения курса обществознания представляют собой:
— умение сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
соответствующая гуманистическим культурным ценностям).
Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:
1. в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2. в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3. в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выбора верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4. в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
5. в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации;
6. в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе
межпредметных связей и личного опыта;
7. в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в
повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
8. в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки
зрения.
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 7 классе:
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на посильное созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу
страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются
в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках социальных ролей, свойственных подростку;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию в сфере:
Познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, способах регуляции деятельности людей;
• знание на доступном уровне ключевых научных понятий об основных социальных объектах, умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умение находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями), давать оценку событиям с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых норм и правил, понимание их роли как основных
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса
социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» по итогам обучения в 8 классе:
Личностными результатами восьмиклассников являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания восьмиклассниками проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать
их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
Познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления
социальной действительности с опорой на эти понятия;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно
её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований
трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе
выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 9 классе:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания
курса по обществознанию являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения курса обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать
их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
— использование элементов причинно-следственного анализа;
— исследование несложных реальных связей и зависимостей;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— подкрепление изученных положений конкретными примерами;
— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
Познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления
социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися
старшего подросткового возраста основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно
её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно – мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований
трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Эстетической:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием предмета
«Обществознание» предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На старшей
ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного
содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы
электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
6 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,
благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций;
- в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, ее социализации;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать
собственную точку зрения.
7 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу
страны перед нынешними и грядущими поколениями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
4) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей
среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных
и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления
и процессы;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
8 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними
и грядущими поколениями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ–компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
- ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
9 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними
и грядущими поколениями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных

перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели Поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель…);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований
трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

2. Содержание учебного предмета, курса.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными
возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры
личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и
со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек
получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в
семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы
обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и
группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение,
распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как
спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны,
многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и
приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и
моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие
общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права.
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации
о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и
свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность
бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей,
оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги.
Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и
их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной
экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии
экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика.
Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов
и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние
экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и
«равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского
государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в
современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции
государства.
Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство
Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое
государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая
защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного
мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в
нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование.
Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее
создаётся молодыми.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№
Наименование разделов и тем
п/п
1
Введение
УЧEБНИК 5 КЛАСС
Глава 1. Человек
2
Глава 2. Семья
3
Глава 3. Школа
4
Глава 4. Труд
5
Глава 5. Родина
6
УЧEБНИК 6 КЛАСС
7
Глава 1 Человек в социальном измерении
8
Глава 2. Человек среди люди
9
Глава 3. Нравственные основы жизни
10
Заключение
11
Всего

Всего
часов
1
2
4
4
2
5
6
5
4
1
34

7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Введение
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе
Глава 2. Человек в экономических отношениях
Глава 3. Человек и природа
Заключение. Повторение
Всего

Всего
часов
1
12
12
6
3
34

8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Введение
Тема 1.Личность и общество
Тема 2. Сфера духовной культуры
Тема 3.Социальная сфера
Тема 4. Экономика
Заключение
Всего

Всего
часов
1
6
8
5
13
1
34

9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Введение
Глава 1.Политика
Глава 2. Гражданин и государство
Глава 3. Основы российского законодательства
Заключение. Повторение

Всего

Всего
часов
1
9
8
13
2
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».