История России. Всеобщая история

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Мраково
МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
Руководитель МО
_____ /Янбекова Л.С../
Протокол № 1 от
«2 7» августа 2020г.

Согласовано
Заместитель
руководителя по УВР
МКОУ ООШ с. Мраково
_____ /Муллабаева Г.Т./
« 27» августа 2020г.

Утверждаю
директор
МКОУ
ООШ
с.Мраково _____/Романов С.Л/
ФИО
Приказ № 111 от
« 28 » августа2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО

ИСТОРИИ. Всеобщей истории

Уровень основного (общего) образования
5-9 классы

Романов
Сергей
Леонидов
ич
Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=с. Мраково,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.
МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.
3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-06 10:57:19
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа по истории составлена на основе:
 Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
 Авторской программы по истории России для предметной линии учебников под
редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.СорокоЦюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН,
имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от
08.06.2015 №576). В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории,
рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной
программы основного общего образования по истории.
 ООП ООО МКОУ ООШ с. Мраково,

Учитель: Янбекова Л.С.
2020г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты изучения предмета "История России. Всеобщая история"
отражают:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части
мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной
сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных
явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и
аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве.
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
 представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества,
для жизни в современном поликультурном мире;
 приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его
познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
 освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем
мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
 опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим
источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
 способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в
соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во
взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
 готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и
современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,
вести конструктивный диалог;
 умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой
работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
 способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и
эвристические приемы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
 использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и
государств, местах важнейших событий;
 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках
Древнего мира; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства

памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений
искусства;
 давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
 деятельность — учебную, общественную и др.;
 владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развернутый план).
 иметь целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до
гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
 определять образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и
памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
 применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции
фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики,
оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении
дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;
 иметь представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем
мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
 датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и
длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с
условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
 читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты
Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
 характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их
по предложенным признакам;
 сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их
сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о
результатах своего исследования;
 давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и
культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников,
рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники
информации;
 различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать
собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
 соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и
процессами;
 применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно
знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира,
способствовать их охране.
Обучающийся получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
•высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в
мировой истории.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических
понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной
роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под
руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т.
д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её
достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях:
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения,
участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития
Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках
Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и
в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних
веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и
особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство»
и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
(Русь, Запад, Восток);
•сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные
достоинства и значение.
• определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических
понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определять и использовать исторические понятия и термины;
• владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с
древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во
всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих
общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших
событий;
• излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении
древних государств, местах важнейших событий;
• описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников
культуры, событий древней истории;
• понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их
соседей;
• описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного
устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках
исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и
публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие
причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников,
специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития
человечества;
• оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических
личностей;
• различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках
и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с
опорой на конкретные примеры;
• определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как
по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, примененять краеведческие
знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной
России;
• получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к
оценке социальных явлений;
• личностно осмыслить социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской
Руси;
• уважать к древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие
народов Евразии в изучаемый период.
Обучающийся получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья
(Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
•составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные
достоинства и значение.

7 КЛАСС
Личностными результатами:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических
понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли
взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими
системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под
руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую,
аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать
информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных
хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а
также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения
задания.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других
странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

•систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе
по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и
других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории
Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и
др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и
события;
•давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
• применять основные хронологические понятия, термины (век, его четверть, треть);
• установливать синхронистические связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
• определять и использовать исторические понятия и термины;
• использовать сведения из исторической карты как источника информации;
• иметь представление об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её
народов;
• описывать условия существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических
событий и процессов;
• использовать знания о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый
период;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и
особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.);
понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов
России;
• высказывать сужденийя о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• находить информацию в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнивать (под руководством учителя) свидетельства различных исторических источников,
выявлять в них общие черты и особенностей;
• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие
причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей эпохи Средневековья,
оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных
интересов Российского государства;
• сопоставлять (с помощью учителя) различные версий и оценок исторических событий и личностей;
• определять и аргументировать собственного отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как
по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при
составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной
Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой
культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление
социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Обучающийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие
России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
8 КЛАСС
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических
понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными
возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств
других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной
роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими
системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством
учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной
деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её
достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством
педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать
основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог,
беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения
задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить
хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств
в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших
событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• составлять описание положения и образа жизни и всеобщей истории
основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
•систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе
по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и
других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории
Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и
др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и
события;
• овладеет целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой
миропонимания и познания современного общества;
• применять понятийный аппарат исторического знания;
• изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширит опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов
в истории;
• применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира.
• понимать основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
• изученные виды исторических источников;
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных
задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города,
места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры
на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений),
отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по

заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира,
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об
историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие
России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
9 КЛАСС
Личностные результаты:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах
России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX
в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность
к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех
сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование
чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем
ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои
возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её
с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть
устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели
и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить
исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие
России, других государств в Новейшее время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху
(опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
• иметь представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знать историю и географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• иметь представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• иметь представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• определять основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• устанавливать взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на
примере реформ и контрреформ);
• определять и использовать основные исторические понятия периода;
• установливать причинно-следственные связеи, объяснять исторические явления;
• установливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
• находить в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного
инструментария социальных наук;
• анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная
литература и др.);
• анализировать и давать историческую оценку действиям исторических личностей и принимаемых
ими решений;
• сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценоки исторических событий и
личностей;
• определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам
истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное
право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизироватья информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результатов в
различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного
подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного
наследия России в общемировом культурном наследии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе,
электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории семьи, города, края в ХХ — начале
XXI в.

2. Содержание учебного предмета, курса.
Всеобщая история. «История Древнего мира». (68 часов)
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.
Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и
скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в
истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на
берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и
знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское
царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в
древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец
Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя.
Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их
борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение
демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие
персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В
городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия
при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии.
Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения
до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство
Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с
Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем
Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи
Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане
и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима
германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие
Рима варварами.
6 класс «История Средних веков». (28 часов)
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование
варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и
распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в
раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане.
Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских
государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура
стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском
замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых
городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые
походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как
происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся
раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIVXV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского
полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура
раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и
Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки
и доколумбовой Америки.
7 класс «История Нового времени». (28 часов)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к
Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление
королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует

экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты
Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало
Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового
времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и
колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные
отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало
европейской колонизации.
8 класс «История Нового времени» (28 часов)
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха
Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной
культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии.
Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов
Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая
французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и
дипломатия.
9 класс «Новейшая история». (28 часов)
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу
индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция:
достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале
художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы,
консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой
Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский
конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов:
от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту
Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы
индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания:
конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных
захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две
Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США:
империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время
перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути
модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия:
насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху
перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на
рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и
периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки
Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс (40 часов)
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в
древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая
революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств.
Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси.
Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское
государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура
Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура
родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в
Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-

западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и
изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между
Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях
во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого
Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское
государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI
в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного
пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс (40 часов)
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория,
население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России.
Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой
трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя
политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь
народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические
связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве.
Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых
Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского
общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой»
российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в.
Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура
народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в
XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс (40 часов)
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и
Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая
Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I.
Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в
истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха
дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762
гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений.
Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная
структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И.
Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика
Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика
Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII
в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука
и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное
искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс (38 часов)
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало
правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в
1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в
1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в
первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия
во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике
Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик
страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856
гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих
реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало

правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное
движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней
политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III.
Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное
пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX
в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления.
Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война
1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социальноэкономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
Серебряный век русской культуры.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Введение.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Заключение
Всего

Всего
часов
1
7
20
21
18
1
68

6 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего
п/п
часов
Всеобщая история. История Средних веков.
1
Введение
1
2
Глава 1. Становление средневековой Европы (6-11 века)
4
3
Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках
2
4
Глава 3. Арабы в 6-11 веках
1
5
Глава 4.Феодалы и крестьяне
2
6
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
3
7
Глава 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы
2
8
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 4
века)
9
Глава 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках
2
10
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века
3
11
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
4
История России
12
Введение
1
13
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
5
15
Глава 2. Русь в 9 – первой половине 12 в.
10
16
Глава 3. Русь в середине 12 – начале 13 в.
5
17
Глава 4. Русские земли в середине 13 – 14 в.
9
18
Глава 5. Формирование единого Русского государства
9
19
Заключение
1
20
Всего
68

7 класс
№
Наименование разделов и тем
п/п
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1800 ГГ.
1
Введение.
2
Тема 1. Мир в начале Нового времени
3
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения.
4
Тема 3.Эпоха Просвещения. Время преобразований.
5
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
История России
6
Тема 1. Россия в XVI веке
7
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых
8
Заключение
9
Всего

Всего
часов
1
12
4
7
4
21
18
1
68

8 класс
№
Наименование разделов и тем
п/п
Всеобщая история
1
Введение.
2
Становление индустриального общества.
3
Строительство новой Европы
4
Страны Западной Европы в конце XIX. Успехи и проблемы индустриального
общества
5
Две Америки
6
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма
7
Международные отношения : обострение противоречий
История России
8
Эпоха Петра Великого.
9
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
10
Российская империя при Екатерине Великой
11
Начало нового столетия
12
Развитие Отечественной культуры
13
Заключение
14
Всего

Всего
часов
1
7
6
6
1
4
3
13
5
9
3
9
1
68

9 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Всеобщая история

1
2
3

Введение.

1

Глава 1.Начало индустриальной эпохи
7
Глава 2.Страны Европы и США в первой половине 19 века
8
История России
Глава 1.Россиия в эпоху правления Александра 1
8
Глава 2. Правление Николая 1
7
Глава 3.Россия в правлении Александра 2
8
Всеобщая история
Глава 3.Азия, Африка и латинская Америка в 19-начале 20 века
3
Глава 4. Страны Европы и США во второй половине 19-начале 20 века.
9
История России
Глава 4.Россия в правление Александра 3. Социально-экономическое развитие страны в 9
конце19-начале 20 в.
Глава 5.Кризис империи в начале 20 века
5

Заключение
Всего

1
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».