раб.прогр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено
Руководитель МО
______/Садыкова Н.Р./
Протокол №1 от
«27» августа 2020г.

Согласовано
Зам. руководителя по УВР
МКОУ ООШ с. Мраково
_______ /Муллабаева Г.Т./
«27» августа 2020г.

Утверждаю
Директор МКОУ ООШ
с. Мраково
______/Романов С.Л./
Приказ № 111 от
«27»августа 2020г.

Романов
Сергей
Леонидович

Рабочая программа

Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=с. Мраково,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.
МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.
3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-02 20:49:45
Foxit Reader Версия: 9.7.2

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Основного (общего) образования
для 6-9 классов

Программа разработана на основе:
1. . Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577)
2. Примерная программа основного общего образования по русскому
языку.
3. Программа основного общего образования по русскому языку для
общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под
редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:
«Просвещение»,2014 г.
4.Учебного плана МКОУ ООШ с.Мраково.
5.Положения о рабочей программе педагога МКОУ ООШ
с.Мраково
Учитель:Усманова Л.Г.
2020 год

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ученик научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова
по заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный
состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные
части речи и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);

 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному)
языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому
(родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать

достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,
участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому
(родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического,
официально-делового
стилей
и
разговорной
речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического анализа предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы

II. Содержание учебного предмета, курса

«Русский язык 5 класс»
(170 ч)

Язык и общение(4ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (26ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание
проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв
и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных
в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после
шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных
в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во
2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное
написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27ч)
I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.
Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные).
Восклицательные
и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце
предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения:
определение, дополнение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с
однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и
одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а,
но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при нем.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как
признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но,
чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой

речи.

Диалог. Тире в наличие реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные,
вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также
предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная
мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфография. Графика (16ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи;
гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.
Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных
звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и
слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных.
Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках
требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том
числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств
в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (18ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его
лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное
значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими
школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его
на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых
языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть
слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.
Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как
раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце
приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение
пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (48ч)
Имя существительное (18ч)
I.
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени
существительного в предложении.
Существительные
одушевленные
и
неодушевленные
(повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических
названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая
буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей,
литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род
существительных.
Три
склонения
имен
существительных:
изменение
существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или множественного
числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных
окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия,
яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же
слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12ч)
I.
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени
прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на
шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на
шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по
родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных
(труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические
разновидности этого жанра.
Глагол (18ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание
гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер –
дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание не с
глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых
допускаются ошибки (начать, начал, начала).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим,
выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.
Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения
мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный
рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Подведение итогов года.

«Русский язык 6 класс»

(170 ч)
Русский язык - один из развитых языков мира (2ч)
Повторение пройденного в 5 классе (22ч+2ч)
Текст. Тип и стиль текста. Деление текста на части; официально-деловой стиль,
его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (14ч + 4ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически
окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и
фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически
нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано
слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов,
фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый
пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (18ч+5ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем
(морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов,

аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате
слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические
словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-.
Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на
согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и
глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.
Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ
исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (84ч + 15ч)
Имя существительное (16ч + 3ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные.
Текстообразующая
роль
существительных.
Словообразование
имен
существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и
е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей
существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые
существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего
времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение
определять
значения
суффиксов
имен
существительных
(увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (21ч + 2ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени
сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен
прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -скСлитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных,
соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять
значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и
неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности;
описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного
текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (14ч + 2ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в

предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и
составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное
написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно
употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с
существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания
количественного числительного и существительного (например, минут пять,
километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности.
Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (14ч + 3ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в
предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая
роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных
местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных
местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо,
-нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со
смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать
местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые
особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые
особенности.
Глагол (19ч + 5ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и
повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в
условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.
Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов.
Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и
неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности.
Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным
картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (4ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология. Морфологический разбор.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Подведение итогов года (1ч)

«Русский язык 7 класс»
(136 ч)

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах (8ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография.
Морфология и орфография.
Развитие речи (далее Р.Р.)
Контрольная работа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (2ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический
стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация
собственного мнения. Составление диалогов.
Причастие (33ч+5ч)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении.
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные
причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и
страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных
причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно
употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с
определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Деепричастие (9ч+1ч)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль
деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.
Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Р.Р.Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Наречие (22 ч+2ч)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении.
Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий.
Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы
н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и
-а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные
написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречиясинонимы и антонимы.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный
план.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (2ч+1ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая
роль слов категории состояния.
Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог (8ч+1ч)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в
предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные
предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и
др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Тест.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять
существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи
предлогами-синонимами.
Р.Р. Текст.Подробное изложение.
Союз (12ч+1ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в
предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и
подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и
противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном
предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато,
тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с
частицей же.
Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.
Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение по
картине.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием

Частица (12ч+3ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в
предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль
частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными
частями речи.
Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Изложение.
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием.Тест.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в
предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в
междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный
знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (12ч)

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и
фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Промежуточная аттестация в формате ОГЭ. Итоговое тестирование.

«Русский язык 8 класс»
(102 ч)
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч.)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (5ч+2ч) Пунктуация и
орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки
препинания в СП. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи. Р.Р.Изложение. Сочинение в
форме письма.
СИНТАКСИС. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (7ч+1ч ) Основные единицы
синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение
словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний:
глагольные, именные, наречные. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Синтаксический разбор словосочетаний. Культура речи. Р.Р. Сжатое изложение.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (2ч+1ч) Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
Культура речи.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(7
ч+1чРр.) Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Культура речи:
согласование подлежащего со сказуемым. Составное сказуемое: составное глагольное
сказуемое, составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемом в
ПП.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(6ч.+2чРр.) Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство. Виды обстоятельств. Приложение. Синтаксический разбор
двусоставного предложения. Культура речи.
ОДНОСОСТАВНЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(9ч.+2чРр.) Главные член односоставного предложения.
Односоставные предложения с главным членом подлежащим: назывные
предложения. Односоставные предложения с главным членом сказуемым:
определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставного предложения. Культура речи.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (13ч.+2чРр.) Понятие об осложнённом предложении.
Понятие об однородных членах, пунктуация. Однородные и неоднородные
определения, пунктуация. Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный
разбор предложения с однородными членами. Культура речи. ОБОСОБЛЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (17ч.+2чРр.) Понятие об обособлении. Обособленные
определения, пунктуация. Обособленные приложения, пунктуация. Обособленные
обстоятельства, пунктуация. Обособленные уточняющие члены предложения,
пунктуация. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
предложения. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
предложения. Культура речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ
С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9ч.+2чРр.) Обращение. Распространенные
обращения. Пунктуация при обращениях. Вводные слова и сочетания, конструкции,
предложения. Пунктуация при них. Вставные слова, словосочетания, междометия.
Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разборы. Культура речи.
ЧУЖАЯ РЕЧЬ (5ч+1чРр.) Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой
речи. Прямая речь. Косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Культура речи.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
(4ч.+1чРР.) Синтаксис и морфология. Орфография. Пунктуация.

«Русский язык 9 класс»
(102 ч)

Международное значение русского языка. (1ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (9ч+1ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложные предложения(2ч )
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (6ч)
I.
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные
предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая
роль. Авторское употребление знаков препинания.
II.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (31ч+8ч )

I.
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и
придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного
с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного
предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между
главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Основные
группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы
сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые
с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые
особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (10ч)
I.
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые
взаимоотношения
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения.
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая
роль.
II.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться
синонимическими
союзными
и
бессоюзными
сложными
предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с разными видами связи (4ч+4ч)
I.
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с
различными видами связи. III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на
лингвистическую тему.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (4Ч+1Ч)
Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.
Повторение и систематизация пройденного в 5- 9 классах. (19ч+2ч)
Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография. Морфемика.
Словообразование. Орфография. Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация.
Употребление знаков препинания. Систематизация сведений о признаках текста, теме
и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о
повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
Разделы, темы
Рабочая
п/п
программа
6
кл.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15

Речь и речевое общение.
Речевая деятельность.
Текст.
Функциональные разновидности языка.
Общие сведения о языке.
Фонетика и орфоэпия.
Графика.
Морфемика и словообразование.
Лексикология и фразеология.
Морфология.
Синтаксис.
Культура речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Язык и культура.
Диагностический, текущий и итоговый контроль
ИТОГО:

19
14
46
30
12
24
5
40
35
114
153
17
116
7
82
684

2
2
13
3
3
3
2
17
17
40
18
8
25
2
15
170

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Содержание

7 кл.

Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5 – 6 классах
Тексты и стили
Морфология. Культура речи. Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах
Диагностический, текущий и итоговый контроль

1
6
2
30
8
21
2
1
7
12
12
1
9
12

ИТОГО

136

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Содержание

8 кл

Вводный урок. Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах.
Синтаксис. Словосочетание .
Простое предложение.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Односоставные предложения.
Однородные члены предложения.
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами
предложения.
Предложения с обособленными членами ..
Прямая и косвенная речь.
Повторение и обобщение изученного.
Диагностический, текущий и итоговый контроль.
ИТОГО

1
7
8
3
8
7
10
14
10
18
6
5
102

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Содержание
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5-8 классах.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
Сложные союзные предложения.
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке.
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.
ИТОГО

9кл.
1
10
2
6
39
10
8
5
21
102

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».