МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Башкортостан Администрация МР Гафурийский район МОБУ ООШ с. Мраково РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей гуманитарного цикла Зам.дир. по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Муллабаева Г.Т. Романов С.Л. Приказ №101 от «28» августа Садыкова Н.Р. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. 2023 г. Протокол №1 от «27» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физической культуре Наименование Тип программы Уровень обучения (класс) Количество часов Составитель «Если хочешь быть здоров» комплексная начальное общее образование 37 ч учитель начальных классов Гайнуллина Альфия Авхадеевна 2023г I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ» Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о здоровом образе жизни, культуре движений; - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; -развивать умения ориентироваться в пространстве; - развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь; -создавать условия для проявления чувства коллективизма; - развивать активность и самостоятельность; -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. При проведении занятий можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы. «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями в спортивных залах и на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются: умения организовывать собственную игровую деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в процессе игры; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия в игре со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы в процессе игры. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе игры на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную игровую деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями в процессе игры со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся к окончанию начальной школы должны: иметь представление: - о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; - о режиме дня и личной гигиене; - о способах изменения направления и скорости движения; - об играх разных народов; - о разновидности спортивных игр; - о соблюдении правил игры уметь: - выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; - выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; - играть в подвижные и спортивные игры; - выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; - выполнять строевые упражнения; - соблюдать правила игры. Ожидаемые результаты: - высокий уровень мотивации здорового образа жизни; - укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости; - формирование двигательных действий с мячом; - соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом, - самостоятельная организация и проведение подвижных и спортивных игр в малых группах сверстников; - соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом; - владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр – проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности. Способы проверки: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей), проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа модернизирована на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/ и Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -« Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)». Программа составлена на 34 часа – это еженедельные занятия (1 час в неделю). Формы проведения занятия и виды деятельности Тематика Беседы Основы знаний о подвижных играх (1 час + включаются во все занятия). Что такое подвижные игры? Познакомить с Ознакомить с правилами проведения правилами подвижных игр. Разбор и проигрывание игр с подвижных игр мячом. Понятие правил игры, выработка правил. Подвижные игры без мяча Игры на развитие внимания: «Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка» и т.д. Игры на координацию движений: «Вышибалы с Бег, развитие ловкости, координации картинками», «Охотники и утки», «Игра с мячом», «Гонки движения крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д. Игры на развитие ловкости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д Эстафеты Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д. Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий. Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями. Бег с прыжками Спортивные и подвижные мячами Владение мячом перемещения и игры с «Бомбардировка» (Правила игры, развитие основных навыков владения мячом). «Охотники и утки» (Правила игры, развитие основных навыков быстрого перемещения по площадке). «Братишка спаси» (Правила игры, основы быстрые перемещения, индивидуальные соревнования), «Пионербол» (Правила игры, подачи, прием мяча, тактика нападения и защиты) Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.) Дистанционные олимпиады предмету физкультура по Предусматривает знакомство учеников с теоретическими знаниями по физкультуре, проведение олимпиад, разбор заданий и награждение. Проводится раз в год. Решение тестов Соревнования Внутри класса Проведение соревнований по различным видам: плавание, пионербол, дартс, перестрелка и вывоз детей на городские массовые старты: «Кросс-нации», «Лыжный марафон», «Лыжня –России». III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п\п Дата Тема занятия Кол-во часов 1 Беседа по т.б., знакомство с правилами подвижных игр. 1 2 Подвижные игры «Часы пробили…», «Разведчики» 1 3 Игры на развитие ловкости: «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д. НРК «Ак тиряк кук тиряк» 1 4 5 Игры на развитие внимания: «Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы» Игры на координацию движений: «Вышибалы с картинками», «Охотники и утки», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов» 1 1 7 Игры на координацию движений: «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты» НРК «Гуси-гуси» Игры на развитие ловкости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач». НРК «Ак тиряк кук тиряк» 8 Игры на развитие ловкости: «Падающая палка», «Гуси», «Горелка». 1 9 Игры на развитие ловкости: «Падающая палка», «Гуси», «Горелка». 1 10 Игры на развитие ловкости: «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д 1 11 Игры на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка» и т.д. НРК «Гуси-гуси» 1 12 Скакалочка - выручалочка. Подвижные игры «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» 1 13 Подвижная игра «Лиса и цыплята» НРК « 8 камушек» 1 14 Игра «Бомбардировка» , «Перестрелка» 1 15 Подвижные игры «Охотники и утки», «Сумей догнать» 1 16 Игры «Братишка спаси», «Перестрелка» 1 17 Игра «Пионербол» НРК «Пенёк» 1 18 Игра «Пионербол» НРК «Пенёк» 1 19 Игра «Пионербол» 1 20 Игра «Пионербол» НРК « 8 камушек» 1 21 Игра «Пионербол» 1 6 1 1 22 Игра «Пионербол» 1 23 Игра «Пионербол» 1 24 Игра «Пионербол» 1 Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий. НРК «Пенёк» 25 26 Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий. НРК «Пенёк» Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями 27 28 1 1 1 1 29 Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий. 1 30 Игра «Пионербол» НРК «Езок салу» 1 31 Игра «Пионербол» 1 32 Игра «Бомбардировка» , «Перестрелка» 1 33 Игра «Пионербол» 1 34 Игра «Пионербол» 1 35 Игра «Бомбардировка» , «Перестрелка» 1 36 Игра «Пионербол» НРК «Езок салу» 1 37 Игра «Пионербол» 1 Итого: 37 часа