рабочая программа Развивайте дар речи_подписано

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Мраково
МР Гафурийский район Республики Башкортостан

Рассмотрено
Руководитель МО
_____ /Садыкова Н.Р./
Протокол № 1 от
«27» августа 2020г.

Согласовано
Заместитель
руководителя по УВР
МКОУ ООШ
с. Мраково
_____ /Муллабаева Г.Т./
«27_» августа 2020г.

Утверждаю
директор МКОУ ООШ
с.Мраково
_____/Романов С.Л/
Приказ №97 от
«27» августа2020г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
Направление: общеинтелектуальное
Наименование: Развивайте дар речи
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Усманова Л.Г.

2020 г

Романов
Сергей
Леонидов
ич
Подписан: Романов Сергей Леонидович
DN: ИНН=021902812238, СНИЛС=02700682319,
E=roo.2013@inbox.ru, C=RU, S=Республика
Башкортостан, L=с. Мраково,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.
МРАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, G=Сергей Леонидович,
SN=Романов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.
3.4.2.1, CN=Романов Сергей Леонидович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-02-06 10:57:29
Foxit Reader Версия: 9.7.2

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИВАЙТЕ ДАР РЕЧИ»
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов:
личностные
 осознание эстетической ценности русского языка;
результаты
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление,





:
метапредме
тные
результаты

к совершенству собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведении. диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов;
осознание ответственности за произношение слов.



умение
самостоятельно
планировать,
контролировать и корректировать деятельность;



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности;

осуществлять,

 умение ориентироваться в различных источниках информации;
 умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
 умение использовать адекватные языковые средства в
соответствии с ситуацией общения.

предметные
результаты

 сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства;



способность свободно общаться в различных формах и на разные
темы;

 свободное использование словарного запаса;
 сформированность понятий о нормах современного русского
литературного языка;
 сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над
произведением писателя и анализа прочитанной по
определенному вопросу литературы;
 рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и
письменное), выполненных учащимися работ;
 совершенствование рукописи с определенной точки зрения, при
этом используется коллективное редактирование или
самостоятельное.

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее
ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
 получение учащимися основ знаний о речевом общении, принципах его
совершенствования, об условиях успеха или неудачи;
 освоение или методов и способов работы над своей речью, принципами речевого
поведения в различных ситуациях общения;
2

 формирование у учащихся понимания реальности и важности национальнокультурных различий речевого поведения, владения основными способами
улучшения взаимопонимания при межкультурных контактах.
По окончании
изучения данного курса учащиеся должны получить
следующие знания и умения:
Знания

Умения
Устная речь как искусство
- понятие речевого идеала,
- анализировать речевую ситуацию,
- основные категории речевого образца, - выбирать наиболее эффективную
принятого в православном христианстве,
стратегию речевого поведения,
- древнерусские риторические традиции,
анализировать,
контролировать,
- особенности разговорной речи,
совершенствовать, свою речь,
- виды языковых ошибок,
- свободно владеть своим словом,
- виды публичных выступлений,
- находить речевой контакт,
- структура публичного выступления,
- быстро реагировать на реплику
- принципы подготовки к публичной речи, собеседника,
- сферы применения, виды, содержание, - соблюдать орфоэпические нормы в
структура
бытового,
общественно- устной речи,
политического,
академического классифицировать
орфоэпические
красноречия,
ошибки в речи окружающих,
- средства речевой выразительности,
- готовиться к публичному чтению
- психологические аспекты в проведении документа перед аудиторией,
лекции,
- отредактировать текст для публичного
- приемы импровизированной речи,
выступления,
- принципы, способы работы над - выступать с речью перед публикой,
правильной речью,
используя приемы ораторского искусства,
- языковые нормы,
- самостоятельно находить материалы для
- типы беседы,
публичного выступления,
- пути преодоления непонимания,
использовать
средства
речевой
- виды доказательств,
выразительности,
приемы
- стратегия и тактика спора,
импровизированной речи,
- основы теории и тактики слушания,
- правильно вести диалог с собеседником,
- приемы и техника активного слушания,
- правильно строить беседу,
- важнейшие формы делового общения,
- применять на практике приемы и
- структура и типы делового выступления. технику активного слушания,
- строить деловые выступления.
Письменная общественно-политическая речь (публицистика)
- особенности письменной публичной - самостоятельно находить материалы для
речи,
письменного высказывания,
- жанры письменной публичной речи,
- фиксировать и систематизировать
- структура, содержание, алгоритм рабочий материал при подготовке к
интервью,
репортажей,
фельетона, письменным высказываниям,
юмористического
рассказа,
статьи, - правильно строить публицистический
информационной
заметки,
путевых текст в жанре очерка, репортажа, путевых
заметок,
заметок, фельетона, интервью,
стиль
редактирования - редактировать публицистический текст,
публицистического стиля,
- совершенствовать написанное,
- проблемы современной прессы,
исправлять
речевые
штампы,
3

- основные речевые штампы,
- литературу для самообразования.

неправильно использованные в речи,
- создавать собственный газетный жанр
(стенгазету, журнал, информационный
вестник, школьную газету),
- импровизировать на свободную тему.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙТЕ
ДАР РЕЧИ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Введение.
1. Задачи, цели курса, его структура.
Формы организации и виды деятельности: беседа, анализ основных понятий.
II. Устная речь как искусство.
2. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории
русской культуры.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
анализ основных понятий.
3. Современная разговорная речь и ее особенности. Виды языковых ошибок.
Формы организации и виды деятельности: беседа, анализ основных понятий.
4. Виды публичных выступлений по целям сообщения и по сферам применения
устной речи. Требования к публичной речи. Структура публичного выступления.
Приемы привлечения внимания слушателей.
Формы организации и виды деятельности: беседа, анализ основных понятий.
5. Бытовое красноречие (сферы применения, виды, структура каждого вида).
Отбор языковых средств.
Формы
организации
и
виды
деятельности
внеурочной
деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций
6. Общественно-политическое красноречие (сферы применения, виды, отбор
языковых средств, подготовка, содержание, структура каждого)
Формы
организации
и
виды
деятельности
внеурочной
деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций
7. Академическое красноречие (сфера применения, виды, отбор языковых
средств, подготовка, содержание, структура)
Формы
организации
и
виды
деятельности
внеурочной
деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций
8. Средства речевой выразительности в ораторской речи (практическое
занятие).
Формы
организации
и
виды
деятельности
внеурочной
деятельности: практикум, анализ и обыгрывание ситуаций, ролевая игра
9. Диалог лектора со слушателем (психологические аспекты). Юмор, ирония,
намек в публичной речи, их функции.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: ролевая
игра.
10. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Приемы
импровизированной речи (практическое занятие).
4

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
поведенческий тренинг. словесная игра
11. Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над
правильной речью.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа.
анализ основных понятий
12. Языковые нормы: правильно, неправильно, допустимо (практическое
занятие).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: поведенческий
тренинг «Выработка правил поведения», решение этических задач.

13. Оценка нормы: правильно, неправильно, допустимо (практические занятия).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
поведенческий тренинг «Выработка правил поведения», решение этических
задач.
14. Конкурс на лучшие устные выступления.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: словесноролевая игра
15. Мастерство беседы. Типы беседы, соотношение речевых ролей
собеседников. (Стиль в беседы, речевое поведение).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
анализ основных понятий.
16. Архитектура беседы. Особенности построения беседы. Пути преодоления
непонимания (практическое занятие).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр
и анализ видеосюжетов, поведенческий тренинг «Выработка правил
поведения», решение этических задач.
17.
Мастерство спора. Виды доказательств. Речевое поведение спорящих.
Спор и беседа (практическое занятие).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр
и анализ видеосюжетов, поведенческий тренинг «Выработка правил
поведения», решение этических задач.
18.
Особенности делового общения. (Функции, формы, стратегия и тактика).
Типы деловой беседы. Подготовка к деловой беседе.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
анализ основных понятий.
19.
Поэтическое мастерство. Роль выдающихся писателей, поэтов, ученых в
становлении русского литературного языка.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: просмотр
и анализ видеосюжетов, тренинг.
III.
Письменная общественно-политическая речь (публицистика).
20. Особенности письменной публичной речи. Жанры письменной публичной
речи.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
анализ основных понятий.
21.
Стилистика газетных жанров.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
анализ основных понятий.
22.
Как правильно взять интервью? (Практическое занятие.)
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
практикум, обыгрывание ситуации.
23.
Особенности стиля радио и телепублицистики (структура, содержание).
Репортажи: телерепортажи, радиорепортажи.
5

Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий.
24.
Алгоритм написания фельетона и юмористического рассказа.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий.
25.
Алгоритм написания статьи.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий.
26.
Алгоритм написания информационной заметки, путевых заметок.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий.
27.
Работа над словом. Язык, стиль и редактирование публицистического
текста (практическое занятие).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
практикум, анализ и обыгрывание ситуаций.
28.
Редактирование
публицистического
текста.
Совершенствование
написанного (практическое занятие).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
практикум, анализ и обыгрывание ситуаций
29.
Проблемы современной прессы.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий
30.
Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их
употреблением.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий
31.
Смысл единицы речи. Стилистические ошибки, связанные с их
употреблением.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа и
анализ основных понятий
32.
Конкурс творческих работ слушателей курса.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: конкурс
творческих работ
33.
Создание собственного газетного жанра (стенгазета, журнал,
информационный вестник, школьная газета).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности:
практикум. анализ.
34.
Итоговое занятие. Литература для самообразования.
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности: беседа,
практическая работа, групповое и коллективное творчество.

6

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РАЗВИТИЕ ДАРА РЕЧИ» 9 класс (1 раз в неделю – 34 часа)
№
п/п
1.

план
02.09.

2.

09.09.

3.

16.09.

4.

23.09.

5.

30.09.

6.

07.10.

7.

14.10.

8.

21.10.

9.

11.11.

10.

18.11.

11.

25.11.

12.

02.12.

13.

09.12.

Дата
факт

Тема
урока
Введение.
Пути становления и истоки русского
речевого идеала в контексте истории
русской культуры.
Современная разговорная речь и ее
особенности. Виды языковых ошибок.
Виды публичных выступлений по
целям сообщения и по сферам
применения устной речи. Требования к
публичной
речи.
Структура
публичного выступления. Приемы
привлечения внимания слушателей.
Бытовое
красноречие
(сферы
применения, виды, структура каждого
вида). Отбор языковых средств.
Общественно-политическое
красноречие
(сферы
применения,
виды, отбор языковых средств,
подготовка, содержание, структура
каждого)
Академическое красноречие (сфера
применения, виды, отбор языковых
средств, подготовка, содержание,
структура)
Средства речевой выразительности в
ораторской
речи
(практическое
занятие).
Диалог лектора со слушателем
(психологические аспекты). Юмор,
ирония, намек в публичной речи, их
функции.
Техника импровизированной речи.
Особенности импровизации. Приемы
импровизированной
речи
(практическое занятие).
Риторические
функции
речевой
нормы. Принципы и способы работы
над правильной речью.
Языковые
нормы:
правильно,
неправильно,
допустимо
(практическое занятие).
Оценка
нормы:
правильно,
неправильно,
допустимо
(практические занятия).
7

Примечания

14.

16.12.

15.

23.12.

16.

30.12.

17.

20.01.

18.

27.01.

19.

03.02.

20.

10.02.

21.

17.02.

22.

24.02.

23.

03.03.

24.

10.03.

25.

17.03.

26.

24.03.

Конкурс
на
лучшие
устные
выступления.
НРК. Выступление в школе.
Мастерство беседы. Типы беседы,
соотношение
речевых
ролей
собеседников. (Стиль в беседы,
речевое поведение).
Архитектура беседы. Особенности
построения беседы. Пути преодоления
непонимания (практическое занятие).
Мастерство
спора.
Виды
доказательств. Речевое поведение
спорящих.
Спор
и
беседа
(практическое занятие).
Особенности
делового
общения.
(Функции, формы, стратегия и
тактика). Типы деловой беседы.
Подготовка к деловой беседе.
Поэтическое
мастерство.
Роль
выдающихся
писателей,
поэтов,
ученых в становлении русского
литературного языка.
НРК. Тексты башкирских поэтов,
писателей.
Особенности письменной публичной
речи. Жанры письменной публичной
речи
Стилистика газетных жанров.
НРК.
Газета
«Башкортостан»,
«Звезда».
Как правильно взять интервью?
(Практическое занятие.)
НРК.
Интервью
для
газеты
«Спортивная жизнь школы».
Особенности стиля радио и теле
публицистики
(структура,
содержание).
Репортажи:
телерепортажи, радиорепортажи.
НРК. Просмотр телепередач на
актуальные темы.
Алгоритм написания фельетона и
юмористического рассказа.
НРК.
Фельетонисты
Башкортостана.
Алгоритм написания статьи.
НРК. Статья для газеты «Звезда».
Алгоритм написания информационной
заметки, путевых заметок.
НРК.
Путевые
заметки
(по
Башкортостану).
8

27.

07.04.

Работа над словом. Язык, стиль и
редактирование
публицистического
текста (практическое занятие).
НРК. Обращение к известным
башкирским писателям.
Редактирование
публицистического
текста.
Совершенствование
написанного (практическое занятие).
НРК. Создание текста на тему
«Проблема
экологии
Башкортостана».
Проблемы современной прессы.
НРК. Газета «Башкортостан».

28.

14.04.

29.

21.04.

30.

28.04.

Канцеляризмы и речевые штампы.
Ошибки,
связанные
с
их
употреблением.

31.

05.05.

Смысл единицы речи. Стилистические
ошибки,
связанные
с
их
употреблением.

32.

12.05.

Конкурс творческих работ слушателей
курса.

33.

19.05.

34.

25.05.

Создание собственного газетного
жанра
(стенгазета,
журнал,
информационный вестник, школьная
газета).
НРК. Написание статьи в школьную
газету «Вести школы».
Итоговое занятие. Литература для
самообразования.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740) 2-63-27, 8-962-525-33-54

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».